Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв

Статьи » Византийская культура и ее особенности » Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв

Страница 1

Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с

изображениями животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по

образному выражению одного из современников, в “огороды и птичники”. В

период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения

икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских

сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально

отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией,

отражающей природу и сущность божества.

На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Однако борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.

Необходимо отметить и тот существенный момент, что иконоборческое движение послужило стимулом к новому взлету светского изобразительного искусства и архитектуры Византии. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Так, один из константинопольских дворцов Вриас - был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В Константинополе, Никее и других городах Греции и Малой Азии возводились городские стены, общественные здания, частные строения. В светском искусстве иконоборческого периода победили принципы репрезентативной торжественности, архитектурной монументальности и красочной многофигурной декоративности, послужившие в дальнейшем основой развития светского художественного творчества.

Достигает в этот период нового расцвета искусство цветного

мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые

памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые

сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей,

богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако

подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на

XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа

мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в

живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные

школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.

В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран

византийского культурного круга господствовала та же крестово-

купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась

слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Традиционное жилище чукчей
Селения приморских чукчей состояли обычно из 2-20 яранг, разбросанных на некотором отдалении друг от друга. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иного района. К приходу русских чукчи жили в полуземлянках. Кругл ...

Активность пальцев
Сила нажима пальца на струну не должна быть значительной, однако такой, которая обеспечивала бы красивое звучание. В этом отношении большое значение имеет активность и высота, с которой палец опускается на струну. Не меньшую роль играет и ...

События, их виды. Психологические составляющие организации события
Событийное развитие – важнейшая часть режиссерского замысла. Событие – основная структурная единица сценической жизни, неделимый атом действенного процесса. Действие – основной закон драматургии. Станиславский писал о методике так называ ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru