Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Винсент, Великий Художник, Великий Творец

Статьи » Винсент Ван Гог: судьба и творчество » Винсент, Великий Художник, Великий Творец

Художественный путь Ван Гога спрессован в одно десятилетие. Десять лет каторжного труда, сомнений, поисков, разочарований. «Искусство - это борьба .», чтобы постичь его тайны « . надо спустить с себя кожу .», «надо работать как несколько негров .», «лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо…» — какая самоотдача, какое потрясающее чувство ответственности за свою работу! Даже нищета становится стимулом к творчеству: « . мы должны принять одиночество и бедность .» Это один Ван Гог. Но есть и другой: изверившийся в возможности победы, познавший крушение надежд, поражённый несправедливостью судьбы в самое сердце. « .Мы, художники современного общества, - только разбитые сосуды», « нужно молчать! Ведь никто не принуждает тебя работать», « жизнь моя подсечена у самого корня, и моя поступь колеблется». Есть и ещё один Ван Гог - заступник за всех обездоленных, не знающий компромиссов с совестью, раз и навсегда решивший, по какую сторону баррикады должно находиться его искусство: «Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы . человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее ». Нужно обязательно упомянуть о ещё одной проблеме искусства Ван Гога - о проблеме психологизма, его особенном методе познания действительности, о чисто «вангоговской одушевлённости». Дышать, чувствовать, двигаться могут куст, горы, дерево, дорога - у Ван Гога страдают даже камни. Вот почему малое и великое зачастую взяты у него в одинаково огромном художественном масштабе. Но самой существенной стороной этого метода было то, что мерилом всего, началом начал неизменно оставался человек. Психологизм как важнейшая сторона художественного видения Ван-Гога был не чем иным, как практическим выражением его гуманистического миропонимания. Искусство Ван-Гога воплотило всю сложность его мироощущения: острое чувство красоты мира, жажду добра, света, духовной общности с людьми и в то же время мучительное сознание несовершенства действительности, страстное сочувствие человеческим страданиям и с каждым годом нарастающее ощущение безмерного одиночества.

Его искусство всегда разное. После раннего бесцветного живописания в тёмных тонах, с 1885 года появляется красочность, а затем, с 1886-го, - уже полное просветление и ясность красок. Но только с 1888 года начинают появляться те особенности, которые, в конце концов, разовьются в то, о чём можно говорить как о манере, возникают характерные особенности, которые вместе со странно волнующим взглядом художника на мир, создают воздействие на зрителя, какое не производили его картины 1887 года и предшествующих лет. Во всех его работах - напряжение поиска. Это не то чтобы рабочие наброски или что-то цельное, но незаконченное, - это, скорее, отдельные акты анализа и синтеза; в каждой его работе - и фрагмент искомого совершенства, и его воплощение. Итак, прежде всего, выделяется своей необычайностью техника, которая с начала 1888 года всё развивается и выходит на первый план: расщепление поверхности картины геометрически регулярными, но чудовищно многообразными по форме мазками: штрихи, полукружья, извивы и спирали. Это формообразующее кистеведение вносит в картины какое-то зловещее волнение. Краски светятся. Ему удалось загадочным, сложным их сочетанием добиться таких резких и интенсивных воздействий, какие едва ли могли считаться возможными. Он не выписывает никаких тонов, не знает никакого воздуха, - он пишет только одну линейно-перспективную глубину. Всё чувственно понятно; яркое солнечное сияние полудня - его стихия. И вот, как это ни удивительно, этот проникновенный реализм производит фантастический эффект. Глядя на некоторые его картины, трудно отделаться от впечатления незаконченности, полу удачи, наброска, на котором художник не задержался и быстро перешёл к другой работе. Каждая его работа является в то же время и частью пути. Творческий путь Ван Гога можно условно разделить на несколько периодов. Голландский период многие считают предисторией его искусства, но это не умаляет ценности его ранних работ. И именно в это время он формируется, как незаурядная творческая личность со своим особым мироощущением. В нём живёт мучительное сознание своей причастности к жизни, страстную любовь к миру и людям. Отсюда - захватывающая человечность его работ, стремление рисовать рисунки, которые бы «волновали и трогали людей». В ранний период он больше рисовал, чем писал. И называл себя «крестьянским художником», рисуя крестьян и землекопов, предметы их убогого быта, безмолвные посёлки, печальные осенние поля. Умение Ван Гога раскрыть в простом сюжете глубинные жизненные связи обнаруживает и самая значительная картина голландского периода «Едоки картофеля». Скупой, тускло освещённый интерьер, тяжёлые фигуры крестьян, их грубые лица, узловатые, словно одеревенелые руки - всё здесь не только подлинно, но и овеяно каким-то сумрачным величием, величием чисто духовного порядка. Тусклый свет лампы озаряет лица «цвета очень пыльной картофелины», и суровый колорит картины вызывает представления о земле. Переезд в Париж в начале 1886 года открывает новый этап в творческом развитии художника. Изменяется тематика его картин, теперь он пишет «парижские» мотивы, пейзажи, натюрморты и портреты. В них радостное настроение, «… внутри меня живёт чистая и тихая гармония и музыка». Он учится у импрессионистов пониманию цвета и техники, но при этом не изменяет себе, его работам присуща энергия выражения, повышенные контрасты цвета, активное заострение и преувеличение формы. К лучшим работам этого периода можно отнести изысканный и очень тонкий по цвету «Натюрморт с гипсовой статуэткой» и построенный на резких столкновениях цвета натюрморт «Цветы в медной вазе». Однако своё полное выражение стиль художника обретает в Арле, куда Ван-Гог переезжает в начале 1888 года. Городок, окружённый цветущими жёлтыми и лиловыми полями, кажется ему «настоящей Японией». В Арле Ван-Гог всё более решительно отходит от прежних приёмов и чётко формулирует свою программу: «Вместо того чтобы пытаться точно изобразить то, что находится у меня перед глазами, я использую цвет произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Он подчеркивает при этом, что старается выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Вскоре после приезда в Арль Ван-Гог почувствовал, что невозможно передать особый характер природы юга с помощью валеров и нюансов цвета, что необходимо выбрать между дифференциацией оттенков и чистым цветом. Одновременно с этим он пришёл к мысли о невозможности разделения рисунка и цвета. Их синтез составляет одну из характернейших особенностей стиля художника. В начале аральского периода мазок Ван-Гога, и одновременно линия-штрих, сравнительно спокоен, в дальнейшем он становится более порывистым, динамичным. Он учится у Домье и особенно Делакруа, основным средством выражения отныне становится цвет, но творческая воля художника высвобождает такую потрясающую экспрессию цвета, которую другие художники лишь смутно представляли. Учащаются изменения в символике цветов: «Нужно выразить любовь двух любящих соитием двух дополнительных цветов, их смешением и их дополнением - и таинственной вибрацией родственных тонов. Выразить мысли, спрятанные во лбу, излучением светлого тона на тёмный лоб, выразить надежду - звездой, горение какого-то существа - сиянием заходящего солнца». « Я написал грязную каморку . это одна из самых отталкивающих картин, которые я когда-либо делал . Этим красным и зелёным я пытался выразить ужасные человеческие страсти». « В моём изображении кафе я пытался выразить, что это кафе - место, где можно сойти с ума и совершить преступление; я пытался добиться этого противопоставлением нежно-розового, кроваво-красного и тёмно-красного винного, сладко-зелёного а-ля Людовик XI и зелёного веронеза, контрастирующего с жёлто - зелёным и резким сине-зелёным. Всё это выражает атмосферу пылающего подспудного мира, какое-то блёклое страдание. Всё это выражает тьму, овладевшую забывшимся». Весна и лето в Провансе были, пожалуй, самым счастливым периодом жизни Ван-Гога, его любовь к миру, обострённая жажда добра и красоты воплощалась в напоённых солнцем пейзажах прекрасной земли, натюрмортах и портретах. Он пишет цветущие деревья «в чудовищно радостных красках» на фоне бездонной синевы неба, буйные олеандры, серебристые оливы, нежную зелень полей и лазурное море в Сен-Мари. Летом он обращается к своему любимому образу Сеятеля - символу вечно возрождающейся жизни, Виды равнины Ла Кро относятся к шедеврам живописи и графики Ван-Гога. Обычно он выбирал высокую точку зрения, так что взгляду открывалась обширная долина, уходящая к далёкому горизонту. Он пишет простор полей, сжатые хлеба и виноградники. То же упоение красочным великолепием мира Ван-Гог в своей знаменитой серии «Подсолнечников». Художник особенно любил эти цветы, похожие на солнце, и кисть его с каким-то самозабвенным восторгом обнажала мощную жизненную силу, таящуюся в упругих изгибах сочных стеблей и пышных цветах, окружённых сверкающих ореолом. Стремлением к прояснению, к правдивости, к реалистическому, очищенному от иллюзий пониманию он был одушевлён с самого начала.

Прочее на сайте:

Виды психических действий
В зависимости от средств, при помощи которых осуществляются психические действия, они могут быть: - мимическими - словесными. Иногда, для того чтобы укорить человека в чем-нибудь, достаточно бывает посмотреть на него с укоризной и пока ...

Медицина классического периода
О медицинских знаниях классического периода истории Греции свидетельствует относительно обширная литература: фрагменты сочинений поэтов и историков (Эсхил, Еврипид, Геродот, Софокл и другие); труды философов, среди которых особое место за ...

Буддизм
Буддизм - одна из крупнейших по численности последователей религий мира, а также древнейшая из мировых религий; он возник приблизительно в VI в. до н.э. Буддийское учение зафиксировано в священных текстах – так называемом палийском каноне ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru