Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Цивилизации стационарного типа

Статьи » Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии » Цивилизации стационарного типа

Страница 2

Художественное творчество оценивается с точки зрения возможного содействия, поддержания устойчивости и стабильности системы в целом. Сама такая оценка приобретает регулятивное значение, оказывает непосредственное влияние на стратегию творческой деятельности.

Основной характерной чертой развития культуры в обществах стационарного типа является его традиционализм. Традиция рассматривается как абсолютный и неиссякаемый источник и генератор культуры, постоянное возвращение к которому дает ей жизнь, служит основанием ее обновления.

Отклонение от традиционных форм рассматривалось как показатель отклонения общества и правителей от правильного пути, начертанного в древних книгах.

Так, например, Конфуций – создатель традиционалистской, догматической философии в Китае и вообще первый из известных нам древнекитайских философов видел в поэзии надежный индикатор состояния общества: песни, которые поет хорошо управляемый народ, прекрасны своей веселостью и беззаботностью, в государстве же, находящемся на пути к погибели, слышатся жалобы и грустные мелодии. Поэтому, например, песни гнева должны служить серьезным предупреждением об опасности.

Стационарные цивилизации не заинтересованы в каких-либо изменениях, они выстраивают целую систему запретных, охранительных норм.

Обратной стороной установки на традиционализм является застойный характер общества, который угрожает его существованию не меньше, чем социальные противоречия и смена форм государственного устройства. Жизнь культуры не может быть ограничена нормами даже относительно прогрессивной традиции. Это означает, что наряду с господствующей традицией, на периферии официальной культуры вырастает оппозиционная ей традиция.

В Китае такой оппозицией конфуцианству был даосизм, не вошедший в официальный канон. Причем, те и другие говорят о Дао, но вкладывают в это понятие противоположный смысл.

Дао – великий путь, истина, суть всех вещей, абсолют, человек – ничтожен, это винтик, нерассуждающий исполнитель воли божества-тирана.

Даосы: человеку могут открыться тайны Дао-пути, сумевшему ускользнуть от суеты бытия. Человек может слиться с Дао и излучать его на весь мир. Государь, Художник, Поэт могут постичь Дао, т.е. извечную суть вещей.

В Индии в оппозицию ведийской традиции выступил буддизм с проповедью личного физического и нравственного освобождения и восхождения к Абсолюту, т.е. в противовес объектно-исторической традиции акцентируется субъектно-личное начало. Буддизм пробудил в искусстве интерес к духовному миру человека.

В такой двойной традиции в их оппозиции заключался мощный источник развития культуры.

Погружение в традицию позволяет художнику не только выполнить «социальный заказ», но и реализовать творческие импульсы.

Кроме оппозиции внутри самой традиции существовала и еще одна оппозиция канонизированному искусству со стороны полупрофессионального и народного творчества бродячих актеров, музыкантов. В этой роли выступают и нищенствующие монахи и торговые гости. Это массовое искусство проникает и в канон, размывая его герметичность и расширяя сферу художественной культуры общества.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru