Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Цивилизации стационарного типа
К цивилизациям стационарного типа могут быть отнесены первичные цивилизации, охватывающие три первых географических центра исторической жизни человечества, три первоначальных очага культуры: Египет, Индию и Китай. Историческая жизнь этих цивилизаций началась в IV тысячелетии до Новой эры, и в течении тысячелетий они сохраняли незыблемыми свои основные социально-культурные структуры.
Характерными признаками таких обществ являются:
а) глубокий традиционализм;
б) циклический характер развития, подчиненный естественному ритму сельскохозяйственных работ;
в) воспроизводство однажды заданных структур;
г) ориентация на абсолютные ценности – «начала».
Так, М.И.Сладковский пишет: «В эпоху Чжоу, когда происходило формирование китайской цивилизации и одновременно китайского народа, были заложены основы традиционной китайской техники земледелия, традиционной государственности, традиционной идеологии (конфуцианство, легизм, даосизм). На протяжении истории Китая эти основы неоднократно видоизменялись, но вплоть до нового времени продолжали сохранять значение основ общественной и государственной жизни Китая. Их влияние сказывается и в настоящее время».
Исследователи цивилизации Индии также видят ее отличие от обществ Месопотамии и Греции в сохранении и воспроизводстве традиций вплоть до наших дней (Р. Тагор, Кабир, Бэшем).
Основу цивилизаций стационарного типа составляет: сельскохозяйственная община, покоящаяся на «азиатской форме собственности». Это очень интересная, специфическая форма собственности.
Земля в данных обществах не рассматривается как собственность общины. Ее действительным собственником является высшее божественное начало. Далее, объединяющее единое начало реализуется в деспоте, как отце множества общин. А община, получив землю во владение от деспота уже предоставляет надел земли отдельному человеку - члену своей общины.
При этом, естественно, происходило отчуждение власти общинных вождей в пользу верховного, «объединяющего единого начала» (фараона, императора) путем «добровольной» передачи или узурпации.
Надобщинная власть, используя свой авторитет, могла во имя всеобщего интереса «изымать прибавочный продукт из фондов потребления и направлять на иные общественные нужды: создание страховых фондов, организацию общественных (хозяйственных, строительных) работ, на развитие культуры. Но, разумеется, в условиях социального расслоения, этот всеобщий интерес преломляется через призму особого интереса его правящей верхушки.
И последнее, что хочется отметить по поводу азиатской формы собственности, она распространяется не только на землю, но и вообще на все формы общественного богатства: добытые охотником или собирателем плоды, на прибавочный продукт земледельца или скотовода и на произведения коллективного и индивидуального творчества (ритуал, песня, танец), на имя и само существование индивида.
Стационарный тип цивилизации определяет матрицу, общую «формулу развития» культуры.
Прочее на сайте:
Бартоломео Фацио
Понимание достоинства человека, его исключительной роли в земном мире – одна из главных сопоставляющих гуманистического мировоззрения. В отношении к этой теме выявляются все особенности этико-философских взглядов гуманистов. Заслуга перво ...
Цивилизация динамического типа
К динамическим цивилизациям относят социальные саморегулирующиеся организмы, которые имеют возможность взаимодействовать не только с оригинальным опытом собственной культуры, но и опытом внешним, инородным, привходящим. К этому типу относ ...
Культурная разработанность и
лексический состав языка
Еще раньше, чем Боас впервые упомянул четыре эскимосских слова для обозначения «снега», антропологи стали считать словарную разработанность показателем интересов, свойственных различным культурам, и различий между ними .
С того времени к ...