Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древнегреческая культура

Статьи » Древнегреческая и Древнеегипетская культуры » Древнегреческая культура

Страница 2

Античная собственность проявлялась и в том, что полис регулировал доходы своих граждан специальными повинностями (налогов античность не знала, и с граждан налоги не взимались), например, обязанность снарядить за свой счет корабль или принять расходы по празднеству всего города. Эти повинности предписывали выполнять богачам, а бедные граждане получали пособия от государства, например, тогда, когда происходили народные собрания или в пору исполнения трагедий. Посещения театра рассматривалось как гражданская обязанность, как религиозно-обрядовый ритуал.

Суд также был делом всех, и те, кто судил, а их было от 500 до 1001 человека, получали в этот день по 2 обола. Полис был неравнодушен к судьбе своих граждан. Так, если гражданин попадал в рабство, то полис его выкупал.

Таким образом, полис воспринимался не как что-то чужое, покорившее человека, стоящее над ним, а как собственное дело, «республика» – общее дело всех и каждого. Такое состояние общественной нравственности есть единство духа народа и духа каждого отдельного гражданина. И хотя на практике существовали расхождения между интересами отдельных групп, индивидов и полиса, но сам принцип: благо полиса – твое собственное благо – вошел в кровь гражданина античного полиса. Так, Аристотель определял четыре обязанности гражданина: участие в суде. воинская служба, участие в управлении и поклонении богам полиса. Античный полис был оптимальной формой согласования частных и общих интересов, ограничивал индивидуальное своекорыстие и выступал реальным фундаментом культуры Древней Греции.

Другой вариант находим в мифе об Эдипе. Смысл судьбы – между полюсами выбора и характером действия. В античности выбор в плане отношения к будущему интуитивен. Так. Эдип толком не знает ни прошлого, ни настоящего и выбор осуществляет интуитивно, бессознательно. А действие носит импульсный характер – это вспышка, акт. Риск слепой и последствие слепое, и судьба за слепоту выбора и слепоту действия наказывает. Это миф о духовном восхождении человека, об обретении им внутреннего знания.

Периодизация греческой культуры следующая: первый период – гомеровский или ранняя архаика XI–IX вв. до н.э., второй – архаика VIII–VI вв. до н.э. третий – классика с V – последняя треть IV в. до н.э., четвертый – эллинизм – последняя треть IV-V в. до н.э.

Для архаики характерен приоритет слова, гомеровский и гесиодовский эпос. «Илиада» Гомера, описывающая события Троянской войны, второе произведение мировой литературы. (Первое – нам известное «Эпос о Гильгамеше»). Гомер обратил внимание на индивидуальные качества личности. Индивидуальность, неповторимость личности уже осознана, и это было выдающимся завоеванием греческой культуры. Ахилл, Приам, Гектор, Агамемнон, Одиссей – не похожи друг на друга, у каждого индивидуальный характер, своя ведущая черта. Античность еще не знала развития характера как полного раскрытая духовного мира человека. В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера мы находим модель мира, состоящую из деления мира на мир богов и людей. Есть четыре поколения: старшее поколение наиболее близкое богам. К нему принадлежали и Тантал, и Сизиф. Второе – поколение героев (Геракл и др.), третье – участники Троянской войны, четвертое – дети троянских греков.

Гесиоду принадлежат поэмы «Труды и дни» и «Теогония». Гесиод жил в эпоху распада общины (конец VIII – начало VII вв. до н.э.). Заметим, что древние греки знали о своих деятелях только время полного расцвета – акмэ и относили их на соответствующую олимпиаду.

У Гесиода в поэме «Труды и дни» мы встречаем необычную мораль, которой нет в культуре, например, Египта или Вавилона. Это мораль труда и накопительства, своеобразная трудовая аскеза. Судьба, по Гесиоду, делается руками людей. Поэма Гесиода – своеобразная нравственно-дидактическая энциклопедия. У Гесиода представлена историософия в мифе о пяти веках человечества (золотой, серебряный, медный, век полубогов, железный), где осознается изменение мира во времени. В поэме «Теогония» Гесиод впервые систематизирует греческую мифологию, начиная рассказ с мифа о происхождении мира, преобразовании Хаоса в космос. При этом Хаос, Гея. Океан, Уран не фигурируют как личности, а представлены как стихии космоса. Уран и Гея рождают первое поколение – гигантов и циклопов; второе – титанов: третье поколение – олимпийские боги.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Массовая культура и проблемы воспитания в современном обществе
К массовой культуре традиционно относят такие обширные области, как кино, телевидение, радио, массовая печать, популярная музыка, феномены из области моды и образа жизни, более того весь разнообразный комплекс условий, в которых живет сов ...

Рафаэль
Все итальянское искусство 15-16 вв. в самой своей сущности проникнуто гармонией, грацией, чувством меры; разум и логика главенствуют в нем над чувством, смиряют самые безудержные порывы. И есть художник, при этом из самых великих во всей ...

Влияние художника на мастеров 20 века
Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники XX века. Его манера писать "разноцветными кубиками" (по словам Ф.И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, до ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru