Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древнегреческая культура

Статьи » Древнегреческая и Древнеегипетская культуры » Древнегреческая культура

Страница 2

Античная собственность проявлялась и в том, что полис регулировал доходы своих граждан специальными повинностями (налогов античность не знала, и с граждан налоги не взимались), например, обязанность снарядить за свой счет корабль или принять расходы по празднеству всего города. Эти повинности предписывали выполнять богачам, а бедные граждане получали пособия от государства, например, тогда, когда происходили народные собрания или в пору исполнения трагедий. Посещения театра рассматривалось как гражданская обязанность, как религиозно-обрядовый ритуал.

Суд также был делом всех, и те, кто судил, а их было от 500 до 1001 человека, получали в этот день по 2 обола. Полис был неравнодушен к судьбе своих граждан. Так, если гражданин попадал в рабство, то полис его выкупал.

Таким образом, полис воспринимался не как что-то чужое, покорившее человека, стоящее над ним, а как собственное дело, «республика» – общее дело всех и каждого. Такое состояние общественной нравственности есть единство духа народа и духа каждого отдельного гражданина. И хотя на практике существовали расхождения между интересами отдельных групп, индивидов и полиса, но сам принцип: благо полиса – твое собственное благо – вошел в кровь гражданина античного полиса. Так, Аристотель определял четыре обязанности гражданина: участие в суде. воинская служба, участие в управлении и поклонении богам полиса. Античный полис был оптимальной формой согласования частных и общих интересов, ограничивал индивидуальное своекорыстие и выступал реальным фундаментом культуры Древней Греции.

Другой вариант находим в мифе об Эдипе. Смысл судьбы – между полюсами выбора и характером действия. В античности выбор в плане отношения к будущему интуитивен. Так. Эдип толком не знает ни прошлого, ни настоящего и выбор осуществляет интуитивно, бессознательно. А действие носит импульсный характер – это вспышка, акт. Риск слепой и последствие слепое, и судьба за слепоту выбора и слепоту действия наказывает. Это миф о духовном восхождении человека, об обретении им внутреннего знания.

Периодизация греческой культуры следующая: первый период – гомеровский или ранняя архаика XI–IX вв. до н.э., второй – архаика VIII–VI вв. до н.э. третий – классика с V – последняя треть IV в. до н.э., четвертый – эллинизм – последняя треть IV-V в. до н.э.

Для архаики характерен приоритет слова, гомеровский и гесиодовский эпос. «Илиада» Гомера, описывающая события Троянской войны, второе произведение мировой литературы. (Первое – нам известное «Эпос о Гильгамеше»). Гомер обратил внимание на индивидуальные качества личности. Индивидуальность, неповторимость личности уже осознана, и это было выдающимся завоеванием греческой культуры. Ахилл, Приам, Гектор, Агамемнон, Одиссей – не похожи друг на друга, у каждого индивидуальный характер, своя ведущая черта. Античность еще не знала развития характера как полного раскрытая духовного мира человека. В «Илиаде» и «Одиссее» Гомера мы находим модель мира, состоящую из деления мира на мир богов и людей. Есть четыре поколения: старшее поколение наиболее близкое богам. К нему принадлежали и Тантал, и Сизиф. Второе – поколение героев (Геракл и др.), третье – участники Троянской войны, четвертое – дети троянских греков.

Гесиоду принадлежат поэмы «Труды и дни» и «Теогония». Гесиод жил в эпоху распада общины (конец VIII – начало VII вв. до н.э.). Заметим, что древние греки знали о своих деятелях только время полного расцвета – акмэ и относили их на соответствующую олимпиаду.

У Гесиода в поэме «Труды и дни» мы встречаем необычную мораль, которой нет в культуре, например, Египта или Вавилона. Это мораль труда и накопительства, своеобразная трудовая аскеза. Судьба, по Гесиоду, делается руками людей. Поэма Гесиода – своеобразная нравственно-дидактическая энциклопедия. У Гесиода представлена историософия в мифе о пяти веках человечества (золотой, серебряный, медный, век полубогов, железный), где осознается изменение мира во времени. В поэме «Теогония» Гесиод впервые систематизирует греческую мифологию, начиная рассказ с мифа о происхождении мира, преобразовании Хаоса в космос. При этом Хаос, Гея. Океан, Уран не фигурируют как личности, а представлены как стихии космоса. Уран и Гея рождают первое поколение – гигантов и циклопов; второе – титанов: третье поколение – олимпийские боги.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Физические и психические действия
Хотя всякое действие есть акт психофизический, т.е. имеет две стороны – физическую и психическую, - и хотя психическая и физическая стороны во всяком действии неразрывно друг с другом связаны и образуют целостное единство, тем не менее, н ...

Декоративно-прикладное искусство Византии
Книжная миниатюра Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам. Керамика и стекло Визан ...

Сущность муниципальной библиотеки
«Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культурные тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимопро ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru