Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Древневосточный тип культуры: отличительные особенности

Статьи » Древневосточный тип культуры » Древневосточный тип культуры: отличительные особенности

Страница 2

Принципы единства мира и целостности его постижения оказали глубокое влияние на художественную культуру Востока, отличающуюся глубоким традиционализмом, стремлением к познанию гармонии и красоты бесконечной вселенной и духовных основ жизни.

Для религиозной культуры в Восточном типе цивилизации характерно превращение самой религии с четким противопоставлением Божественного и человеческого, духовного и материального, свободного и рабского из вероучения в сложнейший комплекс религиозно – философских, морально – нравственных и практически – житейских воззрений, сумма которых составляет миропонимание человека, живущего в культурной среде восточного типа. Это позволило немецкому социологу Максу Веберу (1864–1920) писать о характерной для Восточного тира культуры «общинной религиозности», необособленной от длительной совместной деятельности экономического и политического сообщества.

Развитие Восточного типа цивилизаций было теснейшим образом связано с такими массовыми и мировыми религиями, как даосизм, буддизм, индуизм, христианство и ислам.

Продуктивность Восточного типа цивилизаций проявилась в целом ряде открытий и свершений. Это крупнейшие для своего времени гидротехнические, оборонительные сооружения, оригинальные образцы дворцовой и храмовой архитектуры, обсерватории, компас, фарфор, компас, бумага, разборные шрифты для печати и первые печатные книги, школы практической медицины, непревзойденные шедевры скульптуры, живописи и поэзии, самобытная народная культура.

Восточная наука стояла у истоков античной, греческой науки и философии, которая стала основой для всей европейской культуры.

Выделившись из безбрежного океана первобытности, древневосточные цивилизации ощутимо резко заявили о своем существовании. Размах и масштабы его деятельности свидетельствуют о ранее не виданной мощи и великолепии. Слишком легко и просто было бы заключить, что этот прорыв был всего лишь следствием роста производительных сил, начавшегося в эпоху неолита. Разумеется, производительные силы древневосточных цивилизаций заметно обогнали первобытность. Но не они лежат в основе древневосточных культур. Наверное, самым впечатляющим примером были бы пирамиды Древнего Египта. Их сооружение велось в эпоху Древнего Царства. В другие же периоды истории Древнего Египта, когда рост производительных сил стал еще более значительным, по сравнению в первобытностью и периодом Древнего Царства, древнеегипетская культура более не возвратится к этим гигантским сооружениям. Они навсегда останутся достоянием Древнего Царства.

Получается, что относительно скромные и неразвитые производительные силы Древнего Египта не просто позволили создать нечто, не имеющего даже отдаленного подобия в первобытной культуре. Скорее их сооружение шло наперекор развитию производительных сил. Они не принесли никакой общественной пользы, их сооружение было затратное для экономики. Но также невозможно себе представить, что их строители работали на «голом» принуждении и насилии со стороны государства. Уже одна точность и тщательность обработки и укладки блоков предполагает нечто иное, чем отбывание непонятной и никому не нужной повинности под постоянными ударами хлыста. За их сооружениями стояла какая-то внутренняя необходимость, понятная их строителям, необходимость, которую они пытались выразить, сооружая столь величественные памятники, которых испугалось даже время. Это «нечто» было тем новым, чего не знала первобытная культура, что было чуждо мировоззрению первобытного человека. Именно это «нечто» и стало той скрепой, что позволяет объединить разрозненные древневосточные культуры и цивилизации в один массив под названием «Древневосточный тип культуры».

В целом на фоне доминирующего развития в XVI–XIX веках западного европейского типа цивилизации и культуры, ее экспортирования во все уголки земного шара восточный тип культуры оценивается как отмеченный преимущественно высоким религиозными и философскими порывами. Пьер Тейяр де Шарден отмечает, что Восточный тип цивилизации и культуры как «невероятно рафинированные цивилизации» своими духовными и мистическими веяниями «освежили» и «прояснили человеческую атмосферу». Поэтому культурные достижения Восточного типа цивилизаций стали неотъемлемым достоянием всей мировой цивилизации.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Искусство Киевской Руси
Сформировавшееся в IX в. древнерусское государство – Киевская Русь с принятием в 988 г. христианства из Византии оказалось вовлеченным в мощный культурный поток византийско-славянского мира, в сферу восточнохристианской культуры. В процес ...

Взаимосвязь императорской власти и православной веры
На переходе от античности к средневековью происходит разделение единой Римской империи на две неравные части. Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395 г.) на две административные области, в соответствии с завещанием им ...

Б. В. Иогансон о выборе сюжета картины и работе над композицией
Говоря о достойных для изображения на холсте темах, Борис Владимирович Иогансон проявляет свои истинно советские взгляды. Достойной для него является та тема, которая воспевает величие советского человека и его труда. Ввиду этого наиболее ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru