Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Соотнесение модели мира с ярангой

Статьи » Дом как архитектурная модель мира традиционных культур » Соотнесение модели мира с ярангой

Страница 1

Мировоззренческие основы взглядов чукчей опирались на расплывчатые двойственные представления о природе и обществе (дуализм природы заключался в противопоставлении хорошего и плохого, солнца и луны, дня и ночи), о мире в целом. Господство мифологических объяснений космогонии и мироздания определяло место человека в мире.

Олицетворение животных, птиц, а также стихий природы занимало доминирующее место в чукотской мифологии, которая отображает древний охотничий быт, развивавшийся на территории континентальных областей Севера и на побережье Ледовитого океана [Вдовин И.С., 1976: 227]. Мифы о творении мира, создании животных, птиц нигде не выходят за рамки природной обстановки северных широт, ее флоры и фауны.

В чукотских мифах "Тоттомгаткен пынылте" - "известия о начале творения" - фигурирует Тэнантомгын - творец. Живет он в Зените - Гынонканоургын. Небесный свод, по представлениям чукчей, имеет сферическую форму, подобно яранге, в верхней части которой, в самой высшей точке, имеется отверстие - рыноургын, через него видно небо с его светилами. В небосводе также имеется высшая точка - Полярная звезда (унпэнэр). Именно она считается местопребыванием Творца [Вдовин И.С., 1976: 228]. Тэнантомгын не имеет определенного образа, детальных характеристик, но представляется добродушным, хорошо относящимся к плодам своего творения - людям.

В мифе о сотворении мира встречается образ Ворона - Куркыля. Он (или маленькая птичка) проклевал в небе дыру, через которую пробился рассвет. Похитил у злого духа (дочки Келе) мячи с зашитыми в них солнцем, луной и звёздами, расклевав оболочку мячей, освободил светила. По просьбе людей ворон сделал реки, горы, скалу среди моря. Создал и поселил на ней птиц. Иногда ворон отождествлялся с творцом, а иногда и культурным героем (он помогает людям, обучает их мастерству, рукоделию, создает необходимых для охоты животных). Богораз В.Г. отмечает, что нередко ворон действует и выглядит как человек. "То он возвращает к жизни умершего единственного сына, то становится весьма сильным шаманом, то просто человеком, со свойственными ему переживаниями, жизненными перипетиями" [Вдовин И.С., 1976: 229]. В конце концов, он заболевает и умирает.

Помимо жизни людей на поверхности земли и окружающей их среды, животного и растительного мира, явлений природы и видимых светил, существовали представления чукчей о небесной и подземной жизни. Здесь обнаруживается аналогия с хантыйской мифологией, так как на небесном уровне вселенной живут предки и хорошие духи и ведут тот же образ жизни, что и на земле. Однако не все умершие попадают наверх. Лишь те, кто умирал достойной смертью (погибал в бою, добровольной смертью или от старости).

Подземный мир был обителью вредоносных существ (кэле), там оказывались и люди, умершие от болезни. Считалось, что болезнь поедает человека изнутри, забирая его жизненные силы.

Между земным и надземным мирами существовали связи бытового порядка. На небеса можно было пройти пешком или доехать на оленях. Побывав там, можно было вернуться снова на землю через отверстие около Полярной звезды. Заглядывая в это отверстие сверху, можно было видеть жизнь в своем родном стойбище, так же как и, заглядывая в дырочку наверху яранги, можно было увидеть, как рукодельничают женщины [Вдовин И.С., 1976: 230-232].

По представлениям чукчей, весь окружающий мир был населен духами, которые ведут жизнь, подобную жизни людей. Они являлись причинами болезней и смерти. Человек может воздействовать на мир духов, снискать расположение добрых и обезопасить себя от злых. Для этого использовали различные амулеты, приносили духам жертвы [Левин Н.Г., 1956: 916-923]. Наиболее действенными в борьбе с духами считались хранившиеся в каждой семье антропоморфные дощечки, при помощи которых добывали огонь, связки амулетов в форме человеческих фигур и бубен.

Представления о всех явлениях и предметах природы характеризовались их олицетворением, перенесением на них свойств человека и человеческого общежития на уровне тех социальных особенностей, которые прочно закрепились в быту и сознании чукчей.

Внутренний мир дома соотносился с вселенной и, как у других народов Сибири, делился на три уровня: земной, небесный и подземный. Следует отметить, что все происходящее в жизни человека на природе, должно было происходить и в пространстве дома. Истоки мифологии, в том числе и космогонический, так же как и происхождение представлений о "мировом дереве" в центре дома следует искать среди ритуалов [Флиер А.Я., 2002: 356]. Это можно наблюдать на примере проведения культовых праздников чукотского населения.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Основные этапы развития Византийской культуры
1) 4 – середина 7 вв. – переходный от античной к средневековой культуре (протовизантийский период). Несмотря на кризис античного общества, в Византии еще сохраняются его основные элементы. Для этого периода характерны становление христиан ...

Литература Германии 16 века
В развитии немецкой литературы с середины XVI в. наметилась пора нового подъема, но он не привел к созданию произведений, которые по своему художественному значению могли бы сравниться с вершинами европейской литературы этой эпохи. Самым ...

Функции иконы
Икона - особый символ. Возводя дух верующего в духовные сферы, она не только обозначает и выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это сакральный, или литургический, символ, наделенный силой, энергией, святос ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru