Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Соотнесение модели мира с ярангой

Статьи » Дом как архитектурная модель мира традиционных культур » Соотнесение модели мира с ярангой

Страница 2

Ранней весной устраивали праздник байдарки. Утром байдарку снимали с вешал, и приносили в жертву морю мясную пищу. Затем все обходили вокруг жилища. Первой шла старейшая женщина семьи, за ней - хозяин байдарки, рулевой, гребцы и остальные участники обряда. Утром, совершив жертвоприношение морю, спускали лодку в море и отправлялись в первую поездку.

Летом, после окончания ловли тюленей на плавучих льдах, устраивали праздник голов. Из погреба вынимали головы моржей и лахтаков и клали на шкуру посередине яранги. К самой большой голове привязывали длинный ремень и изображали вытаскивание из воды туши убитого моржа [Головнев А.И., 1999: 46]. Имитируя подобным образом свою настоящую охоту, чукчи узаконивали это действие в своем сознании, посредством перенесения своей модели мира на жилище.

Содержание всякого религиозного сознания составляют представления, настроения и действия (культы). Религиозные представления и связанные с ними идеи наиболее полно отражаются в мифах данного народа. Однако не все мифы порождают религиозные представления, но все они, вместе взятые, создают картину раннего, донаучного мировоззрения народа, выражают понимание им причинной связи между явлениями.

Религиозные представления развивались в двух направлениях. Первое - понимание и толкование явлений природы, всей совокупности ее ощутимых проявлений (представления о явлениях природы, о животном и растительном мире, о происхождении и устройстве вселенной), и второе - развитие представлений о появлении человека, его связях с природой, о его положении в окружающем мире, перенесение им жизни природы на социальные условия собственной жизни. Именно дом являлся связующим звеном между человеком и природой.

По словам А. Я Флиера, в жилище отражается идея о соединении временных и пространственных представлений древних людей, "сплетенных в более или менее синтетической картине единого и нерасчлененного Космоса" [Флиер А.Я., 2000; 1992: 347-348; 4].

"Дом как мир и, мир как дом - это метафорическое тождество во многом определяет систему традиционного мировосприятия" [Львова Э.Л., 1988: 61]. Дом отделил человека от космоса, вырос между ними, и в связи с этим, приобрел характерные черты священного комплекса.

В традиционных культурах народов Сибири и Севера России жилище обладает высокой моделирующей способностью, более того, ему предписаны сущностные свойства мира, способность обозначать уровни мира и их локализацию.

Структура дома (чума, вежи, юрты, яранги) повторяет мифологическую структуру мира, в том смысле, что он имеет свой центр, верх, низ, периферию. Дом в традиционной культуре имеет связь с представлениями людей о времени. Циклическое течение времени отражалось в круглом основании постройки, линейное время (прямое, не возвращающееся вспять действие; рождение, взросление, старость и смерть человека) - в "трехъярусном" делении дома: подземный "мир мертвых" (прошедшее время), наземный "мир живущих" (настоящее) и небесный "мир посмертного пребывания" (грядущее).

Жилище имеет непосредственное соотнесение с традиционным представлением мира. "Мировое дерево" олицетворяется с центром дома, где находится основной шест, который выполняет основную функцию - держит всю постройку, более того, у ханты-мансийских, саамских и тюркских народов поддерживается постоянный огонь в центре, вероятно, в прошлом - ритуальный огонь.

Другой важной содержательной доминантой дома является его связь с социальной организацией и гендерной проблемой. У рассматриваемых народов мужское начало является преобладающим над женским, женщина считается грязным существом (особенно во время родов и половой зрелости у хантов, манси, саамов), однако женское население ничуть не обижается на свое положение в социальной структуре, они просто принимают свою инаковость. Именно из-за этой инаковости женщинам не разрешается ступать на северную часть постройки, заходить за чувал, где хранятся ритуальные вещи, спать на неположенном месте в чуме, заходить на культовые мужские места. Подобное разделение пространства носит условный характер, знаменуя собой принципы организации сакрального пространства. Обобщая все вышесказанное, можно, вслед за А.Я. Флиером, утверждать, что "привнесение космической символики в повседневную жизнедеятельность людей, в том числе (а может быть и особенно) - в строительную" [Флиер А.Я., 2002: 355] создает четкую проекцию картины мира на архитектурную модель дома традиционных культур.

Страницы: 1 2 

Прочее на сайте:

Живопись Киевской Руси
Путь, пройденный зодчеством, был характерен и для изобразительного искусства, представленного в XI в. прежде всего прекрасными образцами монументальной живописи. Самым импозантным и притягательным, самым трудоемким и сложным ее видом была ...

Святилище богини Ма
В святилище богини Ма, в пещере близь Пантикопея, представлена богиня, сидящая на троне со священным округлым сосудом в руках, по правую сторону, от которой изображен ее эквивалент — мировое древо с тремя стилизованными ветвями с каждой с ...

Организация театральных представлений
Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей. Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионис ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru