Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Детское чтение. Проблемы детского чтения в России

Статьи » Детское чтение, как педагогическая проблема » Детское чтение. Проблемы детского чтения в России

Страница 1

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе [34, с.25 – 26].

Детское чтение выделено в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в периоды детства (6 – 9 лет), отрочества (10 – 11 лет), ранней юности (11 – 14 лет). Детям свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации, процессы восприятия литературных произведений. В начале жизни чтение в значительно большей мере, чем в последующие периоды, – источник познания мира и себя, средство саморазвития.

В России детское чтение изучалось в ходе крупнейших социологических исследований 60 – 90-х годов XX века – «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Социальная среда и чтение школьников», «Состояние и тенденции развития чтения детей и подростков – читателей библиотек» [2, с.350].

Детское чтение, на современном этапе, по своей структуре состоит из нескольких периодов:

· возраст 6 – 7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;

· отроческий период – переход от детского к подростковому (примерно 10 – 11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального восприятия к логическому, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков

· от 10 до 14 лет – подростковый период в детском чтении;

· дети 14 лет (переход от подросткового к юношескому этапу развития личности) [2, с. 350]. На данном этапе эти читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.

В целом специфика детского чтения отчётливо выражена у детей от 6 (и ранее) до 12 лет. Именно в эти годы более всего читается детская литература, что определяет типологию и организационную структуру детской библиотеки.

Детское чтение включало книги: специально созданные для детей; произведения отобранные взрослыми для детского чтения, а также специально изданные для детей. Внутри этой совокупности выделялись художественные произведения (проза, поэзия, драматургия) и нехудожественные (научно-художественные, научно-популярные, справочные, информационные и т.д.) литература, а также чтение условно «чувственное» и «познавательное» (интеллектуальное). В конце XX века появляется понятие «электронная литература», «электронное детское чтение».

Содержание, структура детского чтения определяется социально-культурными влияниями среды в узком (семья) и широком (общество) смысле, психико-генетическими процессами развития ребёнка. Дети, как бы, «просеивают» информацию собственной системой мышления, мироощущения, школой ценностей, специфичной для каждого возраста, и выявляют интересующие их темы, сюжеты, жанры, героев.

Детское чтение дифференцируется на учебное (с оттенком объективной принудительности) и личностное (с иллюзией самовыбора). Чтение художественных и научно-познавательных книг различается по мотивам, целям, способам чтения.

Цель научно-познавательной книги – умственное развитие ребёнка и главное здесь – знание, информация. Художественная литература многофункциональна. В свободном детском чтении научно-познавательная литература занимает значительно меньше места, чем художественная [2, с.351].

В структуре детского чтения различают также родную и инонациональную литературу, вводящую ребёнка соответственно в реалии своего народа, общества, государства, и в инонациональную культуру.

В культуре России содержание детского чтения и воспитание детей рассматривалось взаимосвязано. Например, считалось, что чрезмерное увлечение сказками, мистикой плохо влияет на психику ребёнка отвлекает от реальности. В современное время это представление приводило к ограничению жанров. Вместе с тем, бытовало мнение, что классическая литература должна входить в детское чтение как можно раньше [2, с.351].

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Диффузионистское направление
Общая характеристика. Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении ку ...

Мораль
Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали находят свое отражение взгляды и предс ...

Архитектура Киевской Руси
Культовое зодчество имело особое значение в феодальной христианской культуре. Храм являлся образом мироздания, «кораблем спасения», центром общественной жизни и средоточием всех видов искусства. Он воплощал в себе философию, этику и эстет ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru