Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Развитие готического жанра в истории литературоведения

Статьи » Готическая литература, истоки, традиции, развитие » Развитие готического жанра в истории литературоведения

Страница 1

Приступая к изучению исследуемой темы в истории английской литературы XVIII столетия, надо вспомнить, что Англия - послереволюционная страна, дальше других продвинувшаяся к тому времени по пути становления буржуазной действительности. Это, тем не менее, не только не приглушило просветительских устремлений английских деятелей культуры, но, напротив, способствовало раннему появлению этих устремлений, обусловило серьезное влияние английской раннепросветительской мысли на европейскую. Поэтому целесообразно начать знакомство с западноевропейской литературой XVIII века именно через литературу этой страны.

Необходимо почувствовать, как в обществе, освобожденном от традиционной замкнутости, регламентации, возрастает интенсивность духовной, общественно-политической и культурной жизни. Это выражается, в частности, и в том, какую роль играют жанры в Англии. Очень важной особенностью английской культуры XVIII века было также то, что англиканская церковь не противопоставляла себя Просвещению, но в какой-то мере отвечала его идеалам веротерпимости, что, благодаря характерному для Англии этой эпохи «постоянному перемещению классов», значительная часть англичан воспринимала и разделяла идеи и цели Просвещения.

Итак, исследуя происхождение термина «готика» мы сталкиваемся в некоторой мере с разносторонними взглядами исследователей языка. Сам термин «готика» можно посчитать чрезвычайно ёмким, и, во многих аспектах, весьма противоречивым. Изначальный, научно-академический смысл слова «готика» имеет мало общего с его современной интерпретацией.

В те времена, когда понятие «готика» было введено в культурный обиход, молодых людей, носящих чёрную одежду и красящих лица в белый цвет «под труп», к счастью, ещё не существовало. В терминологии лингвистов - искусствоведов, «готический» стиль означает одно из направлений живописи и архитектуры средневековой Западной Европы. В готическом стиле были построены многие католические соборы, расписаны алтари и стены знаменитых церквей. Таким образом, готика в своей классической интерпретации – лишь один из господствовавших в раннем средневековье стилей искусства, причём искусства исключительно христианского.

Отдельный интерес представляет происхождение самого термина. Слово это имеет корень «гот», обозначающий представителя одного из крупнейших германских племён, вторгшихся в Европу в IVв. н.э. и основавших свои королевства на землях, отторгнутых у Римской Империи. Несмотря на то, что Рим к тому времени с каждым годом всё ближе приближался к своему окончательному падению, он всё ещё выступал символом порядка и цивилизации.

Позднелатинское выражение «готика» стало синонимом понятию «варварство» в самом негативном смысле этого слова. Под «готикой» подразумевался конец эпохи господства цивилизации и наступление Тёмного Средневековья, включавшего в себя целые столетия упадка культуры и моральных норм.

Как направление в искусстве, «варварская» готика фактически противопоставлялась Золотому Веку человечества – цивилизованной античности. Впрочем, через какое-то время противоречие готики и античности получило неожиданное разрешение.

Во времена Возрождения, началом которого принято считать четырнадцатый век, интерес к античному миру и его истории принял небывалый размах. Эстетика эпохи Ренессанса во главу угла ставила красоту, порядок и логику, без особых оснований приписывая эти добродетели античности.

В постоянном поиске предметов греческого и римского искусства, европейские деятели Возрождения, помимо прочего, занимались раскопками древних усадеб и поселений, периодически наталкиваясь на весьма странные статуи, стелы и барельефы. Оргиастические сцены соития аристократичных женщин с отвратительными полулюдьми-полукозлами, изображения актов ритуальной проституции, оплетённые орнаментом из виноградной лозы, ставили в тупик людей того времени.

Они, видимо, не могли до конца осознать, как античная эпоха, которая представлялась им царством рационализма и гармонии, могла культивировать подобный разврат и насилие. Учёные мужи позднего Средневековья поспешили дать заключение, что найденные ими предметы являются атрибутами неких запрещённых религиозных обрядов, тайно проводившихся в пещерах и гротах. Именно так на свет появилось слово «гротеск», обозначающее всё преувеличенно-ужасное, отталкивающее и иррациональное.

Искусство Ренессанса было богато изображениями преисподней, кишащей человекоподобными демонами, многие замки украшали изображения гаргулий, химер и хищно скалящихся скелетов. Позднее все эти элементы станут неотъемлемой частью готической традиции, а гротеск займёт одно из ведущих мест среди понятий, характеризующих готику. Художники гротеска выкапывают из земли мрачные фольклорные легенды и тайные учения, неустанно исследуя области непристойного и преступного, покрытого мраком и ужасом».

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Структура и основные направления деятельности библиотеки
Сегодня в Центральной городской библиотеке созданы все условия для всеобщей доступности информации, сосредоточенной в фонде библиотеки. Одна из крупнейших публичных библиотек не только Уфы, но и республики, она достойно несет статус столи ...

Религиозные различия между Христианским Западом и Востоком. Принцип «филиокве» в контексте культурных смыслов
Символ веры: Христианство - троичность – интеллектуальная проблема. Христианский символ веры абсурден. Восточное Христианство – акцент Святой Дух – самая абстрактная и нечеловеческая сторона Бога. Поправка к символу веры. «И от сына тоже» ...

Афинский Акрополь в античные времена. Основание и строительство Акрополя
В позднеэлладский период территория Афин совпадала в основ­ном с территорией Акрополя; соседние холмы, в том числе и холм Ареопага, служили местами погребений. Площадь будущей агоры также служила некрополем для местного населения Аттики, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru