Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Искусство Палеолита

Статьи » Возникновение искусства и его роль в процессе эволюции человека » Искусство Палеолита

Страница 1

Живопись. Первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком.

Итак, настоящее первобытное искусство, как уже было сказано, возникло около 30-го тысячелетия до нашей эры, в позднем палеолите, когда и появился кроманьонский человек. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир, и все более возвышался над природой. Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Произведения первобытного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Наиболее интенсивно проявилась творческая одаренность кроманьонца на заре его жизни в росписях на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах.

После отступления ледника на север в Европе установился умеренный климат. Не имея постоянных жилищ, люди часто ютились в расселинах скал и пещерах, одевались в шкуры животных; но они умели строить и наземные жилища (стоянки в Костенках, Мезине и др.), знали огонь, заботились о погребении сородичей.

Древним охотникам были свойственны огромная энергия и отвага. Жестокая и упорная борьба с противостоящими и грозными неведомыми силами природы поглощала сознание и волю коллектива, она определила основную тему искусства, в котором преобладали изображения диких животных, являющихся объектом охоты. Изучение характера животного, его повадок представляло практическую ценность. Отсюда зоркость наблюдения, непосредственная яркость эмоций, которыми отмечены памятники искусства палеолита.

Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ля-Ферраси во Франции, верхний палеолит, ориньякский период), оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени: исполинские олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганные лани, косматые зубры и медведи, грузные бизоны, могучие мамонты, изображенные почти в натуральную величину. Монументальные фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Иногда кроманьонцы прибегали к технике рельефа.

Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (ок. 20-10 тысяч лет до нашей эры). В наскальных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображались в разнообразных движениях, в стремительном беге. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей тела.

В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы.

Замечательные росписи этого периода найдены во Франции в пещерах Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. Они передают могучую стихийную силу зверей. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Русская иконопись
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в различных странах, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном, хо ...

Эстетические образы города и городской среды в искусстве
Образ города в целом или отдельных крупных его частей неоднократно бывал предметом художественного изображения как в пространственных искусствах, так и в словесных. Для всех этих изображений, начиная с ренессансных, ведут и "портрето ...

Влияние на раннее творчество и интриги
Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповско ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru