Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Формационное своеобразие культуры Востока
К. А. Витфогель охарактеризовал "восточное общество" как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Ханьский Китай (со II в. до н. э.) уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ века. Ф. Тёкеи, а за ним и Ж. Шено считали, что "нетипичную" линию исторического развития образует уже культура Древней Греции, а следовательно, и европейская культура. В то время как остальной мир, в том числе и восточные культуры, цивилизации, следовал естественным путем. Сходные тезисы отстаивали Е. С. Варга и Л. А. Седов.
Для того, чтобы обосновать правильность существования "азиатского способа производства", а значит и особого "азиатского", "восточного" типа культуры, необходимо было обосновать четыре параметра:
· особый, азиатский, уровень развития производительных сил;
· особую систему отношений собственности;
· особые методы присвоения эксплуататорами прибавочного продукта;
· нерабовладельческую, но, в то же время, и не феодальную классовую структуру.
В целом, выделить эти параметры не удалось.
Таким образом, говорить об особом "азиатском" типе культуры Востока не приходится, но можно и нужно говорить о своеобразии культуры Востока. Ведь один и тот же базис "может обнаружить в своём проявлении бесконечные вариации и градации".
Ю. В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:
· более сильная тенденция сохранения общинных структур;
· важная экономическая роль государства;
· установление верховной собственности на землю;
· тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;
· централизованная, деспотичная власть.
В качестве характерных черт "азиатского" общества и его культуры можно назвать:
· для характеристики производительных сил - уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием;
· в качестве особой системы отношений собственности - система государственно-бюрократических, иерархических отношений;
· в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта - метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями;
· в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры - специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.
Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока:
· ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и
· распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч.,
· в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.
Прочее на сайте:
Религия в современном мире
Сейчас в мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих религий. Однако многие люди относят себя к атеистам, т.е. отрицают всякую рели ...
Аркадия
Аркадия появилась, когда Одесса уже была. По словам А.М.Дерибаса (1856-1937), она началась с лачуги на высоком берегу, построенной каким-то бедным рыбаком из греков. Если кто-либо присаживался у входа в лачугу, чтобы отдохнуть, он подозри ...
Семья и её роль в развитии детского чтения
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [16, с.257].
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культ ...