Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

История Горицкого монастыря

Статьи » Воскресенский Горицкий девичий монастырь » История Горицкого монастыря

Страница 2

В XVIII веке, во время царствования Петра I и последующее время монастырь стал оскудевать и старицами, и монастырскими средствами, особенно после учреждения штатов в 1764 г. Обитель лишилась земельных наделов и прежних привилегий.

Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком.

Связь между старицами поддерживалась только общей церковной молитвой и подчинением одной игумении. Внеся плату на пострижение, каждая из вновь поступающих стариц должна была завести для себя келью, которая считалась ее полной собственностью. Старица могла продать или уступить кому-либо свою келью по своему усмотрению. О своем пропитании насельницы также должны были заботиться сами. Только в редких случаях особенно бедным или немощным по определению собрания стариц выдавалось небольшое вспомоществование. Такое своеобразие устава в сочетании с отсутствием государственной поддержки привело обитель к состоянию крайнего запустения.

Возрождение началось в 1810 году, когда настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева - очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Именно Маврикия Ходнева ввела в монастыре общежительный устав. Общая трапеза, общие труды сплотили оставшихся 40 сестер. Была арендована земля под огороды и построен кирпичный завод. Это позволило не только произвести необходимый ремонт, но и начать новое энергичное строительство.

Помощницей Маврикии Ходневой стала мать Феофания, которая не щадила себя в тяжких работах. На свои средства и личным трудом она организовала ткацкую, живописную и золотошвейную мастерские. В 1840 г. мать Феофания стала ризничей, рукоделия ее мастерских приносили немалый доход монастырю. Пенсию, назначенную ей как вдове героя, она отдавала в обитель и на милостыню в память мужа.

Насельницы, поначалу относившиеся к ней настороженно, вскоре полюбили ее. Как никто другой, она умела улаживать различные конфликты между сестрами обители и сохранять мир. В 1837 г. Феофания была пострижена в мантию архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иннокентием. В 1824 г. под руководство Феофании поступила юная Мария Никитична Крымова – воспитанница графини Анны Орловой-Чесменской. 41 год прожила Мария вместе с матерью Феофанией, в полном самоотвержении и послушании своей старице. Она приняла постриг с именем Варсонофии и последовала за наставницей в Петербург. В 1845 г. архиепископ Новгородский Леонид приехал в Горицкий монастырь, чтобы лично посмотреть на мать Феофанию, перед тем, как дать указ о ее переводе в столицу для основания нового монастыря. Инициатива создания женской обители принадлежала Царской семье. Мать Феофания прибыла в Петербург с тремя сестрами – Варсонофией, Ермионой и Юлией. К ним по указу присоединились еще 20 монахинь из Гориц. 28 октября 1845 г. новая матушка была посвящена в сан игумении.

Русские цари и царицы уважали трудолюбивую Горицкую игумению. Император Александр I пожаловал в обитель великолепно вышитую Плащаницу, поднесенную ему гречанками Либериос. Император Николай I пожаловал игумении крест, осыпанный бриллиантами. Императрица Мария Феодоровна подарила в обитель Евангелие, обложенное золотом, а императрица Елизавета Алексеевна поднесла набор золотых Священных Сосудов.

Маврикия Ходнева умерла 18 июля 1861 года. Она похоронена в Троицком храме с южной стороны. На ее могиле была положена черная мраморная плита, возле которой сестры молились об упокоении ее души и просили помощи у праведницы.

На начало XX века Горицкий монастырь был третьеклассным, относился к Новгородской епархии. Имел четыре храма и три скита - Фетининский, Никулин и Зосимо-Ворбозомский, в монастыре и скитах проживало общим счетом до пятисот насельниц.

После революции 1917 года на базе монастыря была организована сельхозартель "Колос", в которой продолжали работать и молиться монахини вплоть до закрытия обители в середине тридцатых годов. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Судьба остальных монахинь также сложилась трагически: нетрудоспособные и престарелые насельницы были потоплены на барже в Белом озере, остальные - расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, сосланы в лагеря в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви - Покровской Подгородней.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Искусство Палеолита
Живопись. Первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней. Подлинное возникнове ...

Балетмейстеры Перми
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского — один из самых знаменитых театров оперы и балета в России. Один из основных творческих принципов театра — освоение всего наследия композитора Петра Ильича Чайковского, у ...

Методы ранжирования музеев
Основные группы факторов для определения ценности музеев. Как любое сложное явление музей представляет собой систему из множества определенным образом связанных между собой элементов. При определении ценности музейного организма необходим ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru