Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
История Горицкого монастыря
В XVIII веке, во время царствования Петра I и последующее время монастырь стал оскудевать и старицами, и монастырскими средствами, особенно после учреждения штатов в 1764 г. Обитель лишилась земельных наделов и прежних привилегий.
Необычный состав монастырских насельниц определил на несколько столетий и своеобразие устава. В отличие от Кириллова и Ферапонтова монастырей с их общежительными основами, в Горицах жили по обособленному уставу, когда каждая насельница имела собственные средства, келью и вела хозяйство в соответствии с достатком.
Связь между старицами поддерживалась только общей церковной молитвой и подчинением одной игумении. Внеся плату на пострижение, каждая из вновь поступающих стариц должна была завести для себя келью, которая считалась ее полной собственностью. Старица могла продать или уступить кому-либо свою келью по своему усмотрению. О своем пропитании насельницы также должны были заботиться сами. Только в редких случаях особенно бедным или немощным по определению собрания стариц выдавалось небольшое вспомоществование. Такое своеобразие устава в сочетании с отсутствием государственной поддержки привело обитель к состоянию крайнего запустения.
Возрождение началось в 1810 году, когда настоятельницей была назначена Маврикия Ходнева - очень деятельная и духовно просвещенная монахиня. Она сумела в короткий срок привести монастырь к процветающему состоянию. Именно Маврикия Ходнева ввела в монастыре общежительный устав. Общая трапеза, общие труды сплотили оставшихся 40 сестер. Была арендована земля под огороды и построен кирпичный завод. Это позволило не только произвести необходимый ремонт, но и начать новое энергичное строительство.
Помощницей Маврикии Ходневой стала мать Феофания, которая не щадила себя в тяжких работах. На свои средства и личным трудом она организовала ткацкую, живописную и золотошвейную мастерские. В 1840 г. мать Феофания стала ризничей, рукоделия ее мастерских приносили немалый доход монастырю. Пенсию, назначенную ей как вдове героя, она отдавала в обитель и на милостыню в память мужа.
Насельницы, поначалу относившиеся к ней настороженно, вскоре полюбили ее. Как никто другой, она умела улаживать различные конфликты между сестрами обители и сохранять мир. В 1837 г. Феофания была пострижена в мантию архимандритом Кирилло-Белозерского монастыря Иннокентием. В 1824 г. под руководство Феофании поступила юная Мария Никитична Крымова – воспитанница графини Анны Орловой-Чесменской. 41 год прожила Мария вместе с матерью Феофанией, в полном самоотвержении и послушании своей старице. Она приняла постриг с именем Варсонофии и последовала за наставницей в Петербург. В 1845 г. архиепископ Новгородский Леонид приехал в Горицкий монастырь, чтобы лично посмотреть на мать Феофанию, перед тем, как дать указ о ее переводе в столицу для основания нового монастыря. Инициатива создания женской обители принадлежала Царской семье. Мать Феофания прибыла в Петербург с тремя сестрами – Варсонофией, Ермионой и Юлией. К ним по указу присоединились еще 20 монахинь из Гориц. 28 октября 1845 г. новая матушка была посвящена в сан игумении.
Русские цари и царицы уважали трудолюбивую Горицкую игумению. Император Александр I пожаловал в обитель великолепно вышитую Плащаницу, поднесенную ему гречанками Либериос. Император Николай I пожаловал игумении крест, осыпанный бриллиантами. Императрица Мария Феодоровна подарила в обитель Евангелие, обложенное золотом, а императрица Елизавета Алексеевна поднесла набор золотых Священных Сосудов.
Маврикия Ходнева умерла 18 июля 1861 года. Она похоронена в Троицком храме с южной стороны. На ее могиле была положена черная мраморная плита, возле которой сестры молились об упокоении ее души и просили помощи у праведницы.
На начало XX века Горицкий монастырь был третьеклассным, относился к Новгородской епархии. Имел четыре храма и три скита - Фетининский, Никулин и Зосимо-Ворбозомский, в монастыре и скитах проживало общим счетом до пятисот насельниц.
После революции 1917 года на базе монастыря была организована сельхозартель "Колос", в которой продолжали работать и молиться монахини вплоть до закрытия обители в середине тридцатых годов. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Судьба остальных монахинь также сложилась трагически: нетрудоспособные и престарелые насельницы были потоплены на барже в Белом озере, остальные - расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, сосланы в лагеря в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви - Покровской Подгородней.
Прочее на сайте:
Живопись XVIII-первой половины XIX века
В числе полотен, составивших основу Русского музея при его формировании, большинство представляло именно период XVIII - первой половины XIX века.
Например, среди восьмидесяти полотен Русского отдела Эрмитажа, полностью переданного новому ...
Аристотель и начала политической науки
Точной даты и конкретных обстоятельств создания “Политики” и “Афинской политии”, принадлежащих перу исполина античной мысли Аристотеля, мы не знаем и, увы, не узнаем—ignoramus et ignorabimus. С того времени прошло более двух тысяч лет, и ...
Французский киноавангард 1920-х годов
Двадцатые годы проходили во Франции под знаком интеллектуального и эстетического бунтарства, который достиг своего апогея в кино. Урбанизм, футуризм и фантастика сформировали вкусы целого поколения писателей и артистов. Кинематограф «встр ...