Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

История Горицкого монастыря

Статьи » Воскресенский Горицкий девичий монастырь » История Горицкого монастыря

Страница 1

Воскресенский Горицкий девичий монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной.

В 1563 году в результате доноса Княгиня лишилась расположения царя. (Грозный видел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. И донос послужил поводом к расправе.) Она была пострижена в монахини под именем Евдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней были пострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Поселившись в монастыре, княгиня занялась обустройством обители. Кроме этого она перенесла из своего имения золотошвейные мастерские. Этим рукоделием занималась она сама, а также и прочие высокородные инокини шили золотом и низали жемчуг. Первой игуменьей монастыря стала старица Анна из рода Щенятьевых. Судьба основательницы обители сложилась трагически. 11 сентября 1569 г. по приказу царя княгиня-инокиня Евдокия, удельная княгиня Мария, инокиня Александра (в миру княгиня Иулиания Димитриевна) и игумения Анна были утоплены опричниками в Шексне. Согласно преданию, они были посажены в богато украшенное судно, нагруженное камнями, которое пошло ко дну, лишь только отчалило от крутого берега. Тела Евдокии и Александры были обнаружены спустя несколько дней, чудным образом плывшими против течения реки. Это послужило основанием почитания их как местночтимых святых. Их с подобающей честью похоронили за алтарем Воскресенского собора и возвели часовню. А спустя много лет уже в XIX столетии над их могилами на месте той часовни был воздвигнут величественный Троицкий собор и устроена рака. Возле нее часто служились панихиды и неоднократно явлены были чудесные исцеления.

Трагическая судьба основательницы предопределила дальнейшее существование этой обители. Сановные мужья отправляли в монастырь опостылевших жен, чтобы жениться снова, сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. К 1569 году число сестер обители возросло до 70-ти. Многие инокини происходили от знатных и богатых родов: в числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были две супруги Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова, княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многие другие… С 1739 по 1741 годы здесь под строгим надзором жила Е. А. Долгорукова - дочь А. Г. Долгорукова, члена Верховного Тайного совета. Она была против воли объявлена невестой несовершеннолетнего Петра II, неожиданно скончавшегося. После смерти царя семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили в монастырь. После вступления на престол Елизаветы Петровны она была освобождена из заключения и выдана замуж за графа Александра Брюсова.

Горицкий монастырь обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также и царскими милостями к нему. Первым царственным благодетелем монастыря, после царя Иоанна Грозного, был его сын, царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний представитель родя Рюриковичей.

По завещанию Марии Нагой (инокини Марфы) в 1611 году Горицком монастыре была возведена новая каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия, её сына, и колокольня.

Судьба Горицкого монастыря была полна суровых испытаний. Так, пятого декабря 1612 года обитель была разорена польско-литовскими "лихими людьми". Скрывшиеся на время набега в Кирилловом монастыре сестры восстанавливали обитель, которая существовала в то время на царское жалование. Кроме этого были и другие благодетели, среди именитых вкладчиков упоминаются князья Шехонские, Воротынские, Голицины, бояре Шереметевы, Хитрово, Собарины, Хатунские, Стрешневы, Ошушковы и др.

В 1693 г. случился сильный пожар, в котором погибла большая часть монастырского имущества. Остались только обгоревшие стены храмов, а их внутреннее убранство - иконостасы, утварь, облачения, книги - сгорели дотла. Такая же участь постигла все деревянные постройки. Восстанавливался монастырь при помощи Кирилловой обители.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Философия и образование
Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, пр ...

Зрелый этап развития готического искусства
Франция. Особенно богато скульптурное убранство в Реймсском соборе 1 — одном из замечательных созданий высокой готики, классическом образце синтеза архитектуры и скульптуры той эпохи. Внутреннее пространство Реймсского собора характерно д ...

Методы ранжирования музеев
Основные группы факторов для определения ценности музеев. Как любое сложное явление музей представляет собой систему из множества определенным образом связанных между собой элементов. При определении ценности музейного организма необходим ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru