Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

История Горицкого монастыря

Статьи » Воскресенский Горицкий девичий монастырь » История Горицкого монастыря

Страница 1

Воскресенский Горицкий девичий монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря, на высоком берегу реки, где в то время уже существовала деревянная Воскресенская церковь. В том же году старая деревянная церковь была заменена каменной.

В 1563 году в результате доноса Княгиня лишилась расположения царя. (Грозный видел в лице князей Старицких угрозу, боялся их претензий на царский престол. И донос послужил поводом к расправе.) Она была пострижена в монахини под именем Евдокия и отправлена в ссылку в основанный ею же монастырь. Вместе с ней были пострижены ее приближенные боярыни и родственницы. Поселившись в монастыре, княгиня занялась обустройством обители. Кроме этого она перенесла из своего имения золотошвейные мастерские. Этим рукоделием занималась она сама, а также и прочие высокородные инокини шили золотом и низали жемчуг. Первой игуменьей монастыря стала старица Анна из рода Щенятьевых. Судьба основательницы обители сложилась трагически. 11 сентября 1569 г. по приказу царя княгиня-инокиня Евдокия, удельная княгиня Мария, инокиня Александра (в миру княгиня Иулиания Димитриевна) и игумения Анна были утоплены опричниками в Шексне. Согласно преданию, они были посажены в богато украшенное судно, нагруженное камнями, которое пошло ко дну, лишь только отчалило от крутого берега. Тела Евдокии и Александры были обнаружены спустя несколько дней, чудным образом плывшими против течения реки. Это послужило основанием почитания их как местночтимых святых. Их с подобающей честью похоронили за алтарем Воскресенского собора и возвели часовню. А спустя много лет уже в XIX столетии над их могилами на месте той часовни был воздвигнут величественный Троицкий собор и устроена рака. Возле нее часто служились панихиды и неоднократно явлены были чудесные исцеления.

Трагическая судьба основательницы предопределила дальнейшее существование этой обители. Сановные мужья отправляли в монастырь опостылевших жен, чтобы жениться снова, сюда ссылали женщин из знатных семей, подвергшихся опале. К 1569 году число сестер обители возросло до 70-ти. Многие инокини происходили от знатных и богатых родов: в числе наиболее именитых насельниц Горицкого монастыря были две супруги Иоанна Грозного: Анна Колтовская и Мария Нагая, царевна Ксения Годунова, княгини М. Н. Черкасская, И. И. Милославская и многие другие… С 1739 по 1741 годы здесь под строгим надзором жила Е. А. Долгорукова - дочь А. Г. Долгорукова, члена Верховного Тайного совета. Она была против воли объявлена невестой несовершеннолетнего Петра II, неожиданно скончавшегося. После смерти царя семья подверглась опале, а княжну Екатерину Алексеевну отправили в монастырь. После вступления на престол Елизаветы Петровны она была освобождена из заключения и выдана замуж за графа Александра Брюсова.

Горицкий монастырь обогащался не только вкладами от именитых инокинь, но также и царскими милостями к нему. Первым царственным благодетелем монастыря, после царя Иоанна Грозного, был его сын, царь Феодор Иоаннович (1597 г.), последний представитель родя Рюриковичей.

По завещанию Марии Нагой (инокини Марфы) в 1611 году Горицком монастыре была возведена новая каменная церковь во имя великомученицы Екатерины с приделом царевича Димитрия, её сына, и колокольня.

Судьба Горицкого монастыря была полна суровых испытаний. Так, пятого декабря 1612 года обитель была разорена польско-литовскими "лихими людьми". Скрывшиеся на время набега в Кирилловом монастыре сестры восстанавливали обитель, которая существовала в то время на царское жалование. Кроме этого были и другие благодетели, среди именитых вкладчиков упоминаются князья Шехонские, Воротынские, Голицины, бояре Шереметевы, Хитрово, Собарины, Хатунские, Стрешневы, Ошушковы и др.

В 1693 г. случился сильный пожар, в котором погибла большая часть монастырского имущества. Остались только обгоревшие стены храмов, а их внутреннее убранство - иконостасы, утварь, облачения, книги - сгорели дотла. Такая же участь постигла все деревянные постройки. Восстанавливался монастырь при помощи Кирилловой обители.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Мораль
Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали находят свое отражение взгляды и предс ...

Статья чародейка красок
… Тугие валки свежескошенной пшеницы. На краю загонки замерли жатки. Механизаторы, сгрудившись, ведут разговор о мирных заботах хлебороба. Неяркое небо, золотистые дали – все это привычное и родное. Я стою у картины В. А. Бодровой «Комсом ...

Живопись
Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника. Живопись подразд ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru