Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Волновая динамика кальтурно-исторического процесса и кризис современной циилизации

Статьи » Волновая динамика кальтурно-исторического процесса и кризис современной циилизации

Страница 3

На восходящей стадии очередная система культуры охватывает лишь незначительную часть общества, которая активна и динамична, что приводит к утверждению ее ценностных ориентиров в обществе. Так, например, в период своего восхождения идеациональная культура средневекового зодчества IX–XII веков «создала наиболее великолепные культурные образцы во всех секторах западной культуры». В серединной точке волнового процесса господствующая система культуры стремится к закреплению основополагающих принципов своего существования. Для идеациональной культуры это был период XII–XIII веков – расцвет схоластики. Чувственная суперсистема проходила этот период в XVIII «веке Просвещения».

Выявляя причины культурного упадка с позиций цикло-волнового подхода можно отметить, что на нисходящей стадии, ведущая суперсистема занимает монопольные позиции, а это обстоятельство, по мнению Сорокина, способствует вытеснению других ценностных ориентаций на периферию общественного сознания. В результате, доля «ложных истин» в ней возрастает. По «мере распространения «вширь», захватывая все большее количество приверженцев, она растрачивает запас «энергетических сил», становится все более инертной, деградирует до формальности. Так закат средневековой культуры связан с разрушением идеациональной системы культуры. «Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового – совершенно отличного – основного принципа заключающегося в том, что объективная истина и ее смысл чувственны». Аналогичная фаза чувственной культуры в Европе соотносится с началом 20 века, когда проявился ее системный кризис, связанный с борьбой между «деструктивными силами умирающего чувственного строя и созидательными силами возникающего интегрального социокультурного строя». Конфликт между ценностями различных людей и групп становится непримиримым, что «неизбежно порождают борьбу особой интенсивности, отмеченную широчайшей интенсивностью форм». В этих условиях старые ценности не в состоянии играть роль интегрирующего и структурирующего начала. Когда созидательные силы суперсистемы исчерпаны, она становятся либо мертвой, либо изменяется «в новую форму, которая открывает новые возможности и ценности.

Рассмотренный нами механизм волновой динамики суперсистем отличается неравномерностью своего проявления – 600-летним периодом идеациональной, 300-летним периодами идеалистической и 300-летним периодом сенситивной культуры. Причем, на восходящую и нисходящую фазы идеалистической культуры тратится в среднем по 300 лет, а на аналогичные фазы идеалистической и сенситивной – по 150 лет. Длительное развертывание идеациональной культуры можно объяснить трудностями формирования в общественном сознании основополагающих идей, которые станут ведущими ориентирами действия социальных субъектов в течение данного суперцикла. Как отмечает В.Д. Жукотский, в 20 веке завершается начавшийся в веке XVII большой исторический цикл «Между этими столетиями лежит драматическая эпоха секуляризации культуры, которая обозначается как индустриальная цивилизация».

В настоящее время, представление о циклической динамике культуры активно развивает Ю.В. Яковец. Он считает, что развитие культуры полициклично, т. к. друг на друга накладываются волны разной длительности и глубины. Наиболее длительные из них – тысячелетние а также полуторатысячелетние, в какой-то мере исследованные А. Данилевским, О. Шпенглером, Л. Гумилевым, как смена фаз развития культурно-исторических типов и этносов. «На них накладываются цивилизационные циклы, выражающие динамику культуры на различных фазах развития той или иной цивилизации (прединдустриальной, индустриальной, постиндустриальной). О 300-летних в культуре и искусстве писал О. Шпенглер: они четко вырисовываются в искусстве Древней Греции. Долгосрочные тенденции в смене художественных стилей в изящном искусстве обнаружил П. Сорокин. В свою очередь в рамках 300-летних циклов можно выделить полувековые периоды смены господства художественных школ и стилей». По его мнению, в исторической динамике духовной сферы прослеживается пять сверхдолгосрочных глобальных циклов, неразрывно связанных с ритмом смены мировых цивилизаций.

Первый из них, по методологии Яковца Ю.В. относится к раннеклассовому обществу (III–II тысячелетие до н. э.), когда происходило становление сферы духовного производства, формирование основных ее элементов (науки, культуры, образования, этики, религии) в ареале Древнего Востока и острова Крит. Но показательно, что древнеегипетская и шумерская цивилизации возникли еще в IV тыс. до н. э., которые можно обозначить как начальную точку этого цикла.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее на сайте:

"Царевна-Лебедь"
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь" (1900, ГТГ). "Царевна-Лебедь" - один из самых пленительных, задушенных женских образов, созданных художником. Эта картина, по сути ...

Идеалистическое восприятие Востока в Европе. Стиль Шинуазри
Восток оказал огромное влияние на моду и искусство XVIII века и искусство модерна, противопоставив европейской цивилизованной моде древние культурные традиции. Для Ван Гог, например, восточный живописный язык не стал только сводом приемо ...

Архитектура Новгорода и Пскова
Монголо-татарское нашествие жестоко поразило Древнюю Русь. Естественно, что в большинстве городов центральной и северо-восточной Руси, таких, как Владимир, Суздаль, Ярославль, Ростов, замерло крупное строительство. Однако Великий Новгород ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru