Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Парфенон

Статьи » Древняя Греция. Акрополь. Скульптура: Фидий, Поликлет, Мирон » Парфенон

Страница 1

Руины древнего Парфенона, до сих пор украшая Акро­поль, стали в наше время символом человеческой культуры и творче­ского гения. Некогда блиставшие белизной пентеликонского мрамора колонны Парфенона теперь приобрели цвет пентеликонских скал. Окра­шенные в коричневато-золотистые тона, они рельефно выделяются на синем фоне неба. Летом раннее утро и ранний вечер - единственное время, когда можно безнаказанно смотреть на древние руины. В середине дня яркий свет заливает Парфенон, удлиняя черные тени капителей и пе­рекрытий колонн. В этот час солнце горит как расплавленный металл, слепя глаза. А в те редкие в Афинах дни, когда небо темнеет, как перед бурей, храм становится тусклым и серым, как бы овеянным пеплом ушедших эпох.

В 449 г., в год заключения мира с Персией на выгодных для Афин условиях, Перикл внес на обсуждение Народного собрания проект ре­конструкции Акрополя. Согласно проекту Акрополь должен был пре­вратиться в священный участок, достойный великолепия Афин - геге­мона морского союза, победителя персов.

В биографии Перикла Плутарх сообщает нам некоторые подробности начатого строительства. Прежде всего древний биограф указывает на почти сказочную быстроту построек, “исключительных по своему величию и несравненных по красоте и прелести очертаний”, возникших в результате соревнования художников. То, что современники Перикла рассматривали как задачу многих поколений, было совершено в кратчайший срок. Это чудо вызвал Перикл. “Что ка­сается красоты, то она уже тогда была изначатьной, если же кто нибудь спросит о времени (построек), то они и теперь так свежи, как будто были только что созданы. Цветущая юность их, совсем не тронутая временем, бросается в глаза, как будто бы в эти произведения искусства примешано живое дыхание теплой крови и никогда не изменяющаяся душа”. Эта характеристика вызывает в памяти писателя и другое знаменитое имя – имя Фидия “Помощником Перикла был Фидий, который всем управлял и за всем наблюдал, хотя на каждой из построек трудились особые архитекторы и художники”

Затем Плутарх перечисляет важнейшие постройки этого времени, делая изредка отдельные примечания и пояснения общего характера Прежде всего Плутарх говорит о Парфеноне, упоминает о Телестерии Элевсина, Длинных стенах, Одеоне, Пропилеях Несчастный случай, который произошел при постройке Пропилеи с одним из искусных ремесленников, дает ему повод сообщить о заинтересованности богини Афины в успешном завершении трудов Перикла. Рассказ о постановке бронзовой статуи Афины Целительницы благодарным Периклом позво­ляет перейти к описанию культовых статуй, но у Плутарха упомянута лишь хризоэлефантинная статуя Афины Девы Писатель подчеркивает, что эта статуя создана самим Фидием, тогда как другие работы произ­водились под его руководством “Почти все лежало на нем, и, как мы уже сказали, он возглавлял всех художников на основе своих связей с Периклом”.

Следующая за этим фраза непосредственно переводит в третью и последнюю часть изложения Плутарха “И тогда появилась зависть и оскорбление, потому что Фидий имел обыкновение в угоду Периклу принимать (в своей мастерской) женщин из хороших семей, посещав­ших строительство”. Затем передаются различные сплетни о частной жизни Перикла, почерпнутые у Аристофана и Стесимброта. Писатель далее осуждает современников своего героя и переходит к общим соображениям о сложности историографии, которая затруднена измыш­лениями поздних поколений и субъективным предубеждением современ­ных Периклу историков.

Основным героем всех трех разделов главы является, без сомнения, Перикл. В первом из них Перикл выступает как хозяин величественных построек, во втором - План Парфенона

как заботливый отец ремесленников, в третьем - вместе с Фидием, как жертва ненависти и зависти.

Парфенон был храмом Афины Полиады (Градохранительницы) и обычно назывался просто “Храм” или “Большой храм”. Первоначально Парфеноном называлось западное помещение храма и лишь позже - все здание. Впервые мы встречаем это название в IV в. в одной из речей Демосфена. Местоположением для нового храма была избрана высокая площадка, уже ранее подготовленная для старого Парфенона. Парфенон, увенчивающий афинскую цитадель, не только был виден с юга и запада, но и на самом Акрополе открывался прекрасный вид на величественное здание. Совершенство постройки и тонкость испол­нения его фризов и фронтонов бросались сразу же в глаза даже не слишком опытному ценителю.

Проект храма былтщательно продуман. Работа Иктина и его помощника Калликрата, описанная в специальной книге Иктином (а позже и неким Карпионом), к сожалению, утеряна. Но самое ее суще­ствование указывает на большую предварительную теоретическую работу архитектора. Этим объясняется в значительной степени быстрота постройки, граничившая с чудом, по мнению Плутарха. Храм был построен в 447—438 гг., за 9 лет. Отделочные же работы продолжались до 432 г., т. е. до Пелопоннесской войны.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Особенности, отличия и общее сценария и пьесы
Сценарий театрализованного праздника и пьесы – безусловно, не тождественны – они имеют свои отличительные признаки и характерные особенности. Однако между ними есть и нечто общее. Последовательно рассмотрим различия между данными понятиям ...

Представление музейных материалов в Интернете
Открыт сайт в Интернете, посвященный Велимиру Хлебникову, который в основной части представляет собой "Хлебниковскую энциклопедию" со следующими разделами: 1. Тексты поэта: стихи, поэмы, драмы, проза, языки. 2. Библиография Хл ...

Физические и психические действия
Хотя всякое действие есть акт психофизический, т.е. имеет две стороны – физическую и психическую, - и хотя психическая и физическая стороны во всяком действии неразрывно друг с другом связаны и образуют целостное единство, тем не менее, н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru