Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Архаическая культура

Статьи » Архаическая культура

Страница 7

Попробуем теперь на этот же материал взглянуть с семиотической точки зрения. Замечательной особенностью всех архаических практик является то, что все они выросли, так сказать, из одного корня - из представления о душе. Рассмотрим поэтому более подробно семиотическую интерпретацию и особенности формирования представлений о душе и связанных с ней других архаических понятий. С семиотической точки зрения, душа - это сложный тип знака, который мы выше назвали "знаком - выделения". Изобретение этого знака, как мы предположили, позволило архаическому человеку осмыслить явления смерти, обморока, сновидений и "появление зверей и людей, созданных с помощью рисунка". И не только осмыслить, но и, что не менее существенно, создать соответствующие практики. Действительно, опишем, как архаический человек действовал с душой в качестве знака. Семиотическая формула действия со знаком - выделения такова: знак А (душа) включается в ряд операций преобразования - a1, a2, аЗ и т.д. (они потенциально задаются строением знака), в результате получаются знаки В1, В2, ВЗ и т.д. Эти знаки относятся к реальному объекту X (в данном случае - человеку). Подобное отнесение позволяет в объекте X выделить (отсюда название типа знака - знак - выделения) определенные атрибутивные свойства c1, с2, сЗ и т.д., то есть в данном случае - свойства и состояния души.

Эти свойства позволяют человеку объективировать новый, уже идеальный объект Y - реальную душу. Необходимое общее условие действий со знаками - выделения - предварительное формирование связи значения, то есть замещения объектов знаками. Характерная особенность знака-выделения в том, что здесь объекты X и объект Y по материалу не совпадают, как это происходит в других типах знака. Например, знаки-модели (по другой классификации "иконические знаки") относятся к объектам X, которые по материалу (но не по функции и природе) совпадают с объектом Y. Так, пальцы (камешки, ракушки, зарубки, черточки), с помощью которых считали древние народы, являются знаками-моделями. Они относятся как к реальным предметам (объектам X), которые считают, так и к соответствующим "совокупностям предметов" (объектам Y). Ясно, что по материалу - это один и тот же объект, но по функции - различные объекты. Объекты Y можно только считать, отсчитывать, соединять в группы или разделять на группы, с объектами X можно делать все то, что с ними обычно делают в той или иной практике.

Но вернемся к анализу формирования действий с таким знаком, как душа. Первая операция a1 - "уход" навсегда души из тела; при отнесении к объекту X (человеку, животному) эта операция осмысляется как смерть. Здесь мы видим, что известный человеку с давних пор эмпирический факт смерти (т.е. объект X) не совпадает с формирующимся представлением о смерти Y. На основе такого осмысления формируется и соответствующая архаическая практика захоронения, понимаемая древним человеком как создание (постройка) для души нового дома. В этот дом (могилу), что известно из археологических раскопок, человек клал все, что нужно было душе для продолжения на новом месте полноценной жизни, - еду, оружие, утварь, одежду и т.д. (позднее богатые люди могли позволить себе унести с собой в тот мир лошадей, рабов, даже любимую жену).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Прочее на сайте:

Особенности древнерусской городской культуры
В советской историографии, опиравшейся на марксистскую теорию, появление городов связывалось с отделением ремесла от земледелия, т.е. с так называемым вторым крупным разделением труда (Ф. Энгельс). Прочие факторы, если и учитывались, став ...

Святилище Афродиты
В Кепах в святилище Афродиты II—I вв. до н.э найдена мраморная статуя Афродиты высотою 0,45 м (без головы и базы) — греческий оригинал, вероятно, родоской школы первой половины II в. до н.э. Здесь же были фрагменты других мраморных статуэ ...

Основные этапы изготовления изделий
Чтобы качественно выполнить работу, необходимо придерживаться следующей технологической последовательности: А) подготовка материалов, инструментов: - схема для плетения (приложение 2) - нитки лавсановые № 45 лл белого цвета, вываренные ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru