Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Архаическая культура

Статьи » Архаическая культура

Страница 10

С появлением представлений о душе, духах и богах архаический человек оживляет всю природу и оказывается в совершенно новом мире. Теперь его окружают не только люди и животные, но и бесчисленные души и духи, от которых зависит вся его жизнь: охота, здоровье, удача. Как же человек может влиять на этот новый сакральный мир духов и душ? Или непосредственно, обратившись с просьбой к нужному ему духу, или опосредованно, одаривая духа (это архаическая жертва). Постепенно формируется практика обмена: архаический человек уверен, что духи (души) помогают или не мешают (не вредят) только в том случае, если человек им что-то дарит (жертвует). Таким образом, жертва - это своеобразные деньги архаической культуры.

На папуасском острове Таппа, где "богами" являются души умерших предков, покровительствующие произрастанию плодов, вождь племени, действующий в качестве верховного жреца, после приношения первых плодов среди безмолвствующего собрания громогласно произносит следующую молитву: "Сострадательный отец! Вот пища для тебя; ешь ее и надели нас ею!" "Индеец племени нутка, собираясь на войну, молится так: "Великий Кватутце, сохрани мне жизнь, избави от болезни, помоги мне найти врага и не бояться его, дай мне найти его спящим и убить многих врагов". В следующей военной песне делаваров еще больше пафоса:

"О, великий дух на небе,

Сжалься над моими детьми

И над моей женой!

Пусть им не придется оплакивать меня!

Пошли мне удачу в этом деле,

Чтоб я мог убить врага

И принести домой знаки победы

Моей милой семье и моим друзьям,

Чтобы мы могли порадоваться вместе .

Будь милостив ко мне и защити мою жизнь,

И я принесу тебе дар".

Как мы видим, идея души неотделима от практики заклинания (молитвы) и дарения (жертвоприношения), можно сказать, что идея души породила эти две практики как свое необходимое условие.

Весьма интересно, как архаические люди понимали и видели окружающую их среду. Кажется, как еще человек может видеть, если не так же, как и мы, ведь глаза, и уши, и ощущения людей вроде бы мало изменились. Но нужно различать "смотрение" как физиологический акт (процесс) и "видение" как психологический и культурный акт. То, что каждый человек некоторой культуры может увидеть, определяется возможностями этой культуры. Если мы сегодня можем "видеть" внутреннее устройство машин и атомов, то архаический человек мог "видеть" души, демонов и места их обитания. Все духи, демоны и души для каждого племени и рода были хорошо известны, и обитали они в специально отведенных для них местах. Как правило, самые сильные духи и боги, особенно те, которые помогали человеку, жили на небе, причем чем большей силой они обладали, тем выше забирались. Духи и боги, вредившие человеку, например, приносившие болезни или даже смерть, жили глубоко под землей. Духи, защищавшие род или несколько больших семей, жили тут же, поблизости, на территории рода. Духи, заботящиеся об отдельной семье, жили в жилище, причем в строго определенных местах. Наконец, личный дух отдельного человека жил в его теле. Подобно тому, как род с оружием в руках должен был защищать свою территорию от врагов, человек должен был защищать свой личный дух от плохих демонов или богов. Этой цели служили жертва, татуировка или орнаментированная одежда. Дело в том, что орнамент так же, как и оберег (амулет), в архаической культуре включал в себя повторяющиеся изображения "тотемных животных" или "культурных героев", духи которых были призваны защищать род или отдельных его представителей. Например, как мог проникнуть в тело человека злой дух, вызывающий болезнь? Через отверстия в одежде: ворот, рукава, низ рубахи, отверстия сапог, шапки и т.д. Следовательно, все эти места нужно было защитить, отгоняя от них злых духов. Поэтому орнамент "пускался" по всем этим местам. Но остаются открытыми руки и лицо. Их можно раскрасить или защитить маской, а также ритуальными рукавицами, что и сегодня наблюдается у примитивных народов во время ритуальных праздников.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Прочее на сайте:

Древние наскальные изображения Приамурья
Писаницы Нижнего Амура Окладников делит по стилю и содержанию на две хронологические группы: архаическую, древнейшую; более позднюю, мохескую. Основная масса рисунков принадлежит к первой группе архаической, в полной мере первобытной. ...

История развития детского чтения в России
Веком быстрого и самобытного развития России был XVIII век. Реформы Петра I явились движущей силой в развитии всех сторон жизни государства. Новые исторические задачи обусловили проведение ряда просветительных реформ, в первую очередь в о ...

Массовая культура: значение, направления, основные черты
Часто массовая культура определяется как псевдокультура, как кич, который не обладает никаким положительным мировоззренческим, воспитательным, художественным или эстетическим содержанием. Отечественные учёные-культурологи обозначают массо ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru