Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Возникновение искусства и его роль в процессе эволюции человека

Статьи » Возникновение искусства и его роль в процессе эволюции человека

Все, что мы знаем, получено от общества. Мы постоянно обучаемся с самого рождения и до самой смерти, и это обучение идет через культуру, то есть разговоры, картины, книги, фильмы.

Антропология, помимо всего прочего, изучает вопрос возникновения культуры и ее взаимодействие с человеком. В свое время антропологов озадачил вопрос: "почему люди начали рисовать?" В глобальном смысле этот вопрос звучит так: "Почему, зачем, человеческие существа захотели изображать нечто на стенах своих пещер, что явилось первоосновой того мира, в котором мы сейчас живем - мир, где знания о мире передаются через искусство.

Предполагаю, что озадаченность антропологов может быть непонятна. Казалось бы, что тут неясно? Это же приятно, красиво и позволяет реализовать себя. Но, это нам приятно и красиво, современным людям. А буквально сто лет назад в крестьянских избах не было никаких украшений, кроме тех, что связанны с различными культами и верованиями. Не наслаждались крестьяне красотой. Не до этого им было. Они работали и самого понятия "наслаждение красотой" не знали. Ну, радуга. Ну и что? К солнцу, значит. Они не вздыхали так, как мы сейчас, что вот, мол, красота какая. Богатые люди, те да, те понимали искусство и умели ценить прекрасное, а крестьяне нет. Им некогда было.

Вот и получается, что 25000 лет назад, в эре палеолита, а именно столько лет назад появились первые наскальные полноцветные и объемные изображения животных, у человека тем более не было времени на любование красотой. Он еще бегал с палкой и привязанным к ней камнем. У человека сознание весь день было занято одним - поиском пропитания, борьбой за выживание и продлением рода. Когда на радугу любоваться?

Но между тем рисовать человек начал и, что самое интересное, рисовать начал животных. Животные изображены очень реалистично.

Как, с чего, человек вдруг бросил все и начал рисовать? А надо сказать, что изображения нарисованы в таких местах, куда не всякий здоровый достанет, так что гипотеза о том, что это инвалиды баловались от нечего делать, отпадает.

Чтобы ответить на вопрос: "почему появилось искусство и предтечи его, наскальные рисунки?", надо представить, в чем заключалась жизнь древнего человека. Охота - для мужчин. Пещерное хозяйство - для женщин. А теперь вообразите себя древним охотником. От Вас зависит жизнь всей стаи. А Ваша способность продлить жизнь стаи зависит от зверя и Вашего искусства охоты. Зверь для Вас это неотъемлемая часть жизни, такая же, как искусство для современного человека.

Древний охотник живет охотой. Он все знает о повадках животных, их нраве, о том, как их лучше добыть. Охотясь, он ассоциируется с животным, вживаясь в него, становясь им, чтобы лучше чувствовать его.

Есть предположение, что это ассоциирование с животным развивает в древнем человеке ассоциативное мышление, что позволяет ему рисовать трехмерный мир на плоской стене, штрихами придавая рисункам трехмерность. Больше никакие животные не могут создавать трехмерных изображений. Только люди - Homo Sapiens sapiens.

Возможно, древний человек так же ассоциировал животного с членами своей стаи. Получается, что, убивая животное для пропитания, он убивает члена своей семьи, но и не убивать он тоже не может - это пища.

Видимо из-за этого противоречия - надо убивать и не надо убивать, и возник ритуал поклонения убитым животным. Цель ритуала - попросить прощения за убийство, чтобы животное не обиделось и в другой раз дало себя убить. А для того, чтобы животное не боялось смерти, древний человек совершил поразительное открытие - он придумал, как можно подарить животному вечную жизнь. Он изображает его образ на скале.

Нарисованный образ дает возможность поклоняться "до того как", чтобы заранее задобрить животное с целью облегчения охоты. Образу приносят подношения и возникают ритуалы, связанные с обрядом задабривания животных. Так возникали первые верования, которые в дальнейшем превратятся в религии.

Обращаю внимание на то, что первые изображения, а до них разного рода каменные и глиняные фигурки, служили для поклонения и задабривания, то есть искусство, которое возникло из этих артефактов, возникло на желании задобрить кого-либо. А для того, чтобы появилось желание задобрить, какие чувства должны быть в душе? Страх и вина. Древний человек боялся голода и чувствовал себя виноватым в убийстве животного. Средство для избавления - ритуал поклонения, то есть что-то похожее на религиозные ритуалы настоящего.

Одна из причин возникновения древнего искусства - страх, вина и проистекающее из этого желание задобрить, извиниться.

Надо добавить, что это не единственная причина. Если кратко, то существуют так же еще и следующие гипотезы:

1. искусство служит для привлечения полового партнера;

2. искусство рассматривается как игра, забава, отдых, оно удовлетворяет потребность в развлечении и эмоциональной разрядке; ну и наконец прелюбопытнейшая гипотеза Я.Я. Рогинского.

3. искусство связанно с деятельностью организма, с аритмией мышления человека, но религиозный мотив в его древней интерпретации, на мой взгляд, был сильнее всего.

Прочее на сайте:

Дизайн в теории
Литература о дизайне не очень велика и предельно разнообразна, поэтому мы имеем возможность представить все основные точки зрения, которые выработались в ней за последние десятилетия. Достаточно часто к этой литературе причисляют статьи и ...

Проблемы и перспективы клубной деятельности
Обозначим основные проблемы клубов: 1. Ни один клуб не стимулирован на рост мастерства своих членов. 2. Неурегулированность взаимоотношений: Клуб-Федерация, танцор-тренер, тренер-родители (инвесторы), Клуб-Инвесторы и пр. Нет ни прав, н ...

Данте Алигьери
Противоречивость Данте бросается в глаза всякому непредвзятому читателю. Но при этом Данте меньше всего похож на какого-то двойственного, растерянного человека, поэта, мечущегося между двумя берегами – двумя идеалами. Напротив, чем больше ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru