Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Зачатки искусства у неандертальцев

Статьи » Возникновение искусства и его роль в процессе эволюции человека » Зачатки искусства у неандертальцев

Итак, с чего же все началось? Вместе с остатками жизнедеятельности наших ископаемых предков появляются сначала краски, а уже позже изображения. Мустьерское использование охры для пятен на камнях, для отпечатков пятерни и ориньякско-солютрийские насечки и полоски, графические и скульптурные изображения животных и людей, - все это не имеет ни малейшего отношения к категориям эстетики (на первый взгляд) и отвечает столь ранним ступеням подготовки специфической человеческой психики, что эти явления должны быть поставлены в порядке эволюции у самых истоков возникновения речи. И все таки тут налицо нечто высоко специфичное для становления человека (возможно, я опять повторюсь и тем не менее): если и мыслимо животное, которое применяет элементарную окраску, то ни одно животное не создает изображения чего-либо.

Давно уже известно, что неандертальцы могли сооружать и при необходимости сооружали из костей крупных животных и других материалов наземные жилища, очень похожие на те, в которых люди Верхнего Палеолита обитали еще 12-15 тысяч лет назад. Остатки таких жилищ были обнаружены археологами, например на мустьерской (то есть среднепалеолитической) стоянке Молодово I на Украине, а так же на французских стоянках Ле-Пейрер, Жетон и др., относящихся к тому же периоду. Известны и многочисленные неандертальские погребения, по поводу которых десятки лет не прекращаются споры ученых. Теперь уже нет сомнений, что по крайней мере часть этих погребений - результат преднамеренных захоронений.

Процесс труда воспитывал в человеке понятие целесообразности и соответствие формы предмета его назначению и содержанию. С усложнением функций орудий труда они приобретали более целесообразную и изящную форму. Ритм трудовых движений воссоздавался в искусстве в повторяющихся линиях, формах. Процесс труда знакомил человека с законами симметрии и гармонии, порождал чувство меры и упорядоченности, что имеет важное значение в искусстве.

Уже в некоторых каменных плитах, найденных в пещере Ля-Ферраси во Франции (период Мустье, предшествующий верхнему палеолиту), можно видеть элементы эстетического характера - ритмически повторяющиеся красочные полосы и пятна.

Наконец, имеется и достаточно доказательств способности неандертальцев к созданию символов, то есть к изобразительной деятельности вообще. На некоторых из их стоянок были найдены изделия, не имеющие прямого утилитарного назначения, а выполнявшие, скорее, декоративные или символические функции. Это костяные подвески (Ля Кина и ряд шательперронских стоянок), каменные и костяные предметы с ритмически сгруппированными искусственными нарезками на их поверхностях (Ля-Ферраси, Бачо Киро), плитки известняка с выбитыми на них углублениями, покрашенными охрой (Ле Мустье), и целый ряд других вещей.

Мной был проведен маленький эксперимент (выводы, конечно, могут быть ошибочны, но тем не менее, я решила их поместить ниже). Суть сего эксперимента состоит в следующем: я дала краски своему девятимесячному ребенку и стала наблюдать - что же он станет делать. Конечно, карапуз не растерялся, а запустил свою ладошку в банку с краской и стал "рисовать". Самое любопытное в том, что его "рисунки" очень, ну просто очень напоминали те самые волнистые линии, которые оставили после себя неандертальцы. В последствии ребенок использовал для своей "наскальной" живописи, все, что ему попадалось под руку: помада, гуталин, манная каша, земля из цветочных горшков, и так далее. Он оценил всю прелесть искусства, и ничто уже не способно было его остановить. Мне подумалось, что неандертальцы были по своему разуму, в чем-то как девятимесячные дети. С той лишь разницей, что им никто не "подсовывал" краски, они дошли до всего сами, за что честь и хвала им!

Итак, мы приходим к выводу, что у неандертальцев был большой культурный потенциал. И кто знает, как сложились бы обстоятельства культурного развития, не появись на "сцене" неоантропы.

Прочее на сайте:

Бартоломео Фацио
Понимание достоинства человека, его исключительной роли в земном мире – одна из главных сопоставляющих гуманистического мировоззрения. В отношении к этой теме выявляются все особенности этико-философских взглядов гуманистов. Заслуга перво ...

Традиции Востока и Запада
Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только ...

Авангардизм в искусстве XX века
Движение под таким названием появилось в самом начале XX в. Авангардизма весьма характерна такая черта искусства, как разрыв со всеми предшествующими традициями в художественном творчестве. Авангардизму всегда присущ дух некоего противоре ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru