Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Зачатки искусства у неандертальцев
Итак, с чего же все началось? Вместе с остатками жизнедеятельности наших ископаемых предков появляются сначала краски, а уже позже изображения. Мустьерское использование охры для пятен на камнях, для отпечатков пятерни и ориньякско-солютрийские насечки и полоски, графические и скульптурные изображения животных и людей, - все это не имеет ни малейшего отношения к категориям эстетики (на первый взгляд) и отвечает столь ранним ступеням подготовки специфической человеческой психики, что эти явления должны быть поставлены в порядке эволюции у самых истоков возникновения речи. И все таки тут налицо нечто высоко специфичное для становления человека (возможно, я опять повторюсь и тем не менее): если и мыслимо животное, которое применяет элементарную окраску, то ни одно животное не создает изображения чего-либо.
Давно уже известно, что неандертальцы могли сооружать и при необходимости сооружали из костей крупных животных и других материалов наземные жилища, очень похожие на те, в которых люди Верхнего Палеолита обитали еще 12-15 тысяч лет назад. Остатки таких жилищ были обнаружены археологами, например на мустьерской (то есть среднепалеолитической) стоянке Молодово I на Украине, а так же на французских стоянках Ле-Пейрер, Жетон и др., относящихся к тому же периоду. Известны и многочисленные неандертальские погребения, по поводу которых десятки лет не прекращаются споры ученых. Теперь уже нет сомнений, что по крайней мере часть этих погребений - результат преднамеренных захоронений.
Процесс труда воспитывал в человеке понятие целесообразности и соответствие формы предмета его назначению и содержанию. С усложнением функций орудий труда они приобретали более целесообразную и изящную форму. Ритм трудовых движений воссоздавался в искусстве в повторяющихся линиях, формах. Процесс труда знакомил человека с законами симметрии и гармонии, порождал чувство меры и упорядоченности, что имеет важное значение в искусстве.
Уже в некоторых каменных плитах, найденных в пещере Ля-Ферраси во Франции (период Мустье, предшествующий верхнему палеолиту), можно видеть элементы эстетического характера - ритмически повторяющиеся красочные полосы и пятна.
Наконец, имеется и достаточно доказательств способности неандертальцев к созданию символов, то есть к изобразительной деятельности вообще. На некоторых из их стоянок были найдены изделия, не имеющие прямого утилитарного назначения, а выполнявшие, скорее, декоративные или символические функции. Это костяные подвески (Ля Кина и ряд шательперронских стоянок), каменные и костяные предметы с ритмически сгруппированными искусственными нарезками на их поверхностях (Ля-Ферраси, Бачо Киро), плитки известняка с выбитыми на них углублениями, покрашенными охрой (Ле Мустье), и целый ряд других вещей.
Мной был проведен маленький эксперимент (выводы, конечно, могут быть ошибочны, но тем не менее, я решила их поместить ниже). Суть сего эксперимента состоит в следующем: я дала краски своему девятимесячному ребенку и стала наблюдать - что же он станет делать. Конечно, карапуз не растерялся, а запустил свою ладошку в банку с краской и стал "рисовать". Самое любопытное в том, что его "рисунки" очень, ну просто очень напоминали те самые волнистые линии, которые оставили после себя неандертальцы. В последствии ребенок использовал для своей "наскальной" живописи, все, что ему попадалось под руку: помада, гуталин, манная каша, земля из цветочных горшков, и так далее. Он оценил всю прелесть искусства, и ничто уже не способно было его остановить. Мне подумалось, что неандертальцы были по своему разуму, в чем-то как девятимесячные дети. С той лишь разницей, что им никто не "подсовывал" краски, они дошли до всего сами, за что честь и хвала им!
Итак, мы приходим к выводу, что у неандертальцев был большой культурный потенциал. И кто знает, как сложились бы обстоятельства культурного развития, не появись на "сцене" неоантропы.
Прочее на сайте:
Диффузионистское направление
Общая характеристика. Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX в. Понятие "диффузия", заимствованное из физики, означает "разлитие", "растекание", "проникновение". В изучении ку ...
Иконопись в Византии
Византия - родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописны ...
Типология культур
Отраслями культуры называют такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые включает относительно замкнутая область в составе целого.
Типами культуры считаются такие совокупности норм, правь и моделей поведения людей, ...