Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Византийская культура в XIII – XIV веках

Статьи » Византийское искусство » Византийская культура в XIII – XIV веках

Страница 1

Подъем византийской культуры на рубеже XIII-XIV вв. был обусловлен колоссальным духовным потенциалом и громадной национальной энергией, направленными на восстановление империи, но не как начала новой жизни, а как возврата к некогда утраченному. Например, строительная деятельность ограничивалась реставрацией дворцов, церквей, монастырей.

Рожденное живым чувством народного самосознания, жаждой гармонии, палеологовское искусство, оставаясь в основе своей религиозным, приобрело ряд черт, позволяющих оценивать его как ренессансное. Прежде всего усилилось светское начало, проявившееся в выборе религиозных сюжетов.

Наряду с религиозными сценами стали изображать реальные исторические события, относящиеся к посещению императором того храма, который украшали росписями различных эпизодов его жизни, церемонии погребения. Светскость проявлялась также в заметном изменении иконографического канона при выполнении традиционных сюжетов.

Возросший интерес к античному наследию выразился в первую очередь в появлении архитектурного и пейзажного фона в композициях. В многофигурных сценах архитектуре с ее многочисленными аркадами, балюстрадами, павильонами и ландшафту отводилась очень большая роль. Архитектура и пейзаж играли не столько роль фона, сколько, подобно раме, ограничивали пространство, в котором взаимодействовали герои, и акцентировали внимание на том или ином персонаже.

Новый расцвет византийского искусства приходится на XIV в., время правления династии Палеологов. Выдающимся памятником этого времени являются мозаики церкви Кахрие-Джами в Константинополе. Они отличаются экспрессивностью образов, попытками передать глубину пространства. Но уже в это время Византия сильно ослабла, особенно после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г Новые художественные веяния не смогли окрепнуть и развиться. В этих условиях лучшие мастера византийского искусства вынуждены были покинуть страну.

Так, творчество Феофана Грека смогло развиться в полную силу только на Руси. В 1453 г Константинополь был захвачен турками, а храм святой Софии превращен в мечеть. Но искусство Византии было распространено и за ее пределами, в государствах, окружавших Византию, торговавших с ней и так или иначе подпадавших под ее художественное влияние. Оно оказало огромное воздействие на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси.

Под влиянием античных памятников изменилась живописная палитра византийских мастеров, став более разнообразной, направленной прежде всего на передачу эмоционального состояния героя в нарушение того вневременного спокойствия, которое наполняло его ранее. Типичными для палеологовского изобразительного искусства становятся, как и в эллинистических образцах, удлиненные пропорции фигур, отличающиеся особенной мягкостью, пластичностью, лиризмом; светотеневая моделировка ликов и одежд, создающая объем и ощущение материальности; одухотворенные лики с высокими выпуклыми лбами и маленькими носами.

Эмоциональное, жизненное, обладающее особым очарованием искусство раннепалеологовского времени оказалось недолговечным. Годы подъема сменили десятилетия медленного угасания, а надежды уступили место безразличию и пессимизму.

Вклад Византии в сокровищницу человеческой культуры был значительным. Своеобразие развития этой страны, специфические черты средневекового строя Византии, длительное сохранение старого уклада определили пути исторических судеб империи и ее культуры. На протяжении всего средневековья Византия была главной хранительницей античных традиций. Опираясь на нее, византийская художественная мысль сумела создать оригинальную целостную изобразительную систему.

Сохранив в центре своего искусства образ человека, византийские художники противопоставляли античной красоте тела духовное совершенство, моральную силу, возвышенную красоту внутреннего мира человека.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Икона Чудо Георгия о Змие
Чудо Георгия о змие — описанное в житии святого великомученика Георгия Победоносца спасение им царевны от змея (дракона), совершенное им, согласно большинству указаний, уже после смерти. Получило отражение в иконографии данного святого, с ...

История Румбы и Ча-Ча-Ча
Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейской Contradanza. Название «Rumba», возможно, происходит от названия танцевальных групп в 1807 году — «rumboso orquestra», хотя в Испании слово «rumbo» означает «путь» (в русском ...

Поздний период творчества Врубеля
Необыкновенна плодовитость Врубеля в эту пору жизни, т.е. с 90-го года, когда он переехал в Москву, и до страшного приступа душевной болезни. Врубель, изысканно деликатный, с печатью истинной одухотворенности на лице - Врубель в период р ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru