Новое на сайте
Древнегреческая культура
Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...Готическая субкультура
Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Херасков
века в России.
В предисловии своем автор справедливо отметил отсутствие руководств для учащихся, так как преподавание ведется, главным образом, устно, поэтому не всякий желающий может пользоваться этими указаниями: «родившийся и с отличным талантом, но в отдалении от учебных заведений», будет лишен возможности получить необходимые «познания от других, должен доходить до всего сам собою; дорога сия весьма трудная».
«Желая пользы другим, я решился изложить начальные правила для желающих учиться сим искусствам, тем более для тех, которые лишены способов заимствовать оные от людей, по сим частям сведущих, и в которых по обширности нашего государства видимый недостаток».
Роль н значение искусства им определяются следующими словами: «Пленяя картинами происшествий зрение, как верный путь к сердцу, кроме удовольствия приносит пользу; показывая обязанности человека, рождает в нем благородные правила, — соделывает более чувствительными, утишает бурное волнение страстей, — наклоняет к добродетели и поселяет мир и наслаждение в душе».
Рисование необходимо как вспомогательное искусство для многих наук: «Посредством рисования олицетворяются, так сказать, слова и мысли человеческие .». «Живопись— это прямой путь к душе; ничего не может быть лучше приноровлено к понятиям толпы .» в сравнении с другими видами искусства.
Дальше он предпосылает «объяснение относящихся к рисованию и живописи некоторых употребительнейших речений». Здесь в алфавитном порядке приводился объяснение специальных терминов, встречающихся в искусстве. Всего их дано 275 и девять добавлений с примечаниями. Термины даны, кроме русской, еще во французской транскрипции, с разбивкой на группы по разделам той отрасли искусства, к которой данный термин принадлежит. Пояснение некоторых из них вызывает улыбку, при сравнении с современным уровнем наших знаний, но для своего времени разбор этих почти 300 (зачастую иностранных) слов был делом большим, помогавшим приблизить их к практическому, обиходному использованию.
Разбираясь в вопросе происхождения искусства, автор отмечает, что «рисование и живопись происходят от самых первобытных людей, кои по инстинктивному влечению к подражанию положили начало рисования хотя в грубых чертах, но время н опытность людей довели младенческое — первобытное искусство до усовершенствования».
«То же самое можно отнести и к живописи — может быть от первого пятна какой-либо цветной земли, или цветного соку растений, намазанного на чертеже, образовалось цветотворчество и дошло веками до очаровательного колорита Кореджиевой ночи и прочих дивных творений».
Дальше автор переходит к краткому общему рассмотрению искусства всех народов и всех времен.»
Переходя к разбору искусства Запада, автор отмечает:
«Новые народы, усердствуя к религии, требовали великолепных храмов, а феодализм нуждался в оплоте несокрушимых жилищ, почему и возникла архитектура, которая, смотря но вкусу, no удобству строительных материалов и по климату, приняла разные стили или характеры».
В возрождении живописи автор отмечает два пут, один из которых можно сравнить с дидактической или аллегорической поэзией, а другой — с лиризмом.
Говоря о достоинствах школы Микеланджело, он отмечает: «Он запечатлел скульптуру и живопись неизгладимым своим суровым характером, и поэтому его последователи вместо приятности более стремились приобресть славу анатомиков, от чего и произведения их показывают выставку мускулов и натянутых движений».
Находим меткое замечание: «Болонская школа от эпохи Карачей есть умное соединение в должном порядке всех частей живописи».
В вопросе архитектурных стилей он высказал следующую мысль: «Водворили во всей Европе подражательную новую архитектуру итальянскую, но вместе с сим, в частности народной," в зданиях лишили удобности и самобытности пли национального оригинального характера зодчества. К тому же, дробя и пестря строительное искусство древних новоизобретениями и новыми стилями, отклоняли архитектуру от красоты эстетической». Дальше мы читаем, что живопись «из назидательного художества сделалась после ремеслом для приобретения только корысти».
Прочее на сайте:
Древнегреческий театр. Происхождение театра
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилос ...
Скульптура и прикладное искусство
В убранстве киевских дворцов и храмов видное место принадлежало когда-то скульптуре, точнее, барельефной резьбе по камню. К сожалению, от былого богатства киевской каменной резьбы до нашего времени дошло лишь несколько шиферных плит с зат ...
Религия
Объектом религиозного культа в Древней Греции являлись олимпийские боги, неолимпийские божества и герои. По убеждению греков, их боги были антропроморфными (т.е. имели человеческий облик). Группу наиболее могущественных богов, которые не ...