Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Херасков

Статьи » Арзамасская школа А.В. Ступина » Херасков

Страница 2

века в России.

В предисловии своем автор справедливо отметил отсутствие руководств для учащихся, так как преподавание ведется, главным образом, устно, поэтому не всякий желающий может пользоваться этими указаниями: «родившийся и с отличным талантом, но в от­далении от учебных заведений», будет лишен возможности по­лучить необходимые «познания от других, должен доходить до всего сам собою; дорога сия весьма трудная».

«Желая пользы другим, я решился изложить начальные пра­вила для желающих учиться сим искусствам, тем более для тех, которые лишены способов заимствовать оные от людей, по сим частям сведущих, и в которых по обширности нашего государ­ства видимый недостаток».

Роль н значение искусства им определяются следующими сло­вами: «Пленяя картинами происшествий зрение, как верный путь к сердцу, кроме удовольствия приносит пользу; показывая обязан­ности человека, рождает в нем благородные правила, — соделывает более чувствительными, утишает бурное волнение страстей, — наклоняет к добродетели и поселяет мир и насла­ждение в душе».

Рисование необходимо как вспомогательное ис­кусство для многих наук: «Посредством рисования олицетворяются, так ска­зать, слова и мысли чело­веческие .». «Живопись— это прямой путь к душе; ничего не может быть луч­ше приноровлено к поня­тиям толпы .» в сравнении с другими видами искусства.

Дальше он предпосы­лает «объяснение относя­щихся к рисованию и жи­вописи некоторых употребительнейших речений». Здесь в алфавитном порядке приводился объяснение специальных терминов, встречающихся в искусстве. Всего их дано 275 и девять добавлений с примечаниями. Термины даны, кроме русской, еще во французской транскрипции, с разбив­кой на группы по разделам той отрасли искусства, к которой дан­ный термин принадлежит. Пояснение некоторых из них вызы­вает улыбку, при сравнении с современным уровнем наших знаний, но для своего времени разбор этих почти 300 (зачастую иностран­ных) слов был делом большим, помогавшим приблизить их к прак­тическому, обиходному использованию.

Разбираясь в вопросе происхождения искусства, автор отме­чает, что «рисование и живопись происходят от самых перво­бытных людей, кои по инстинктивному влечению к подражанию положили начало рисования хотя в грубых чертах, но время н опытность людей довели младенческое — первобытное искусство до усовершенствования».

«То же самое можно отнести и к живописи — может быть от первого пятна какой-либо цветной земли, или цветного соку ра­стений, намазанного на чертеже, образовалось цветотворчество и дошло веками до очаровательного колорита Кореджиевой ночи и прочих дивных творений».

Дальше автор переходит к краткому общему рассмотрению искусства всех народов и всех времен.»

Переходя к разбору искусства Запада, автор отмечает:

«Новые народы, усердствуя к религии, требовали великолепных храмов, а феодализм нуждался в оплоте несокрушимых жилищ, почему и возникла архитектура, которая, смотря но вкусу, no удобству строительных материалов и по климату, приняла раз­ные стили или характеры».

В возрождении живописи автор отмечает два пут, один из которых можно сравнить с дидактической или аллегорической поэзией, а другой — с лиризмом.

Говоря о достоинствах школы Микеланджело, он отмечает: «Он запечатлел скульптуру и живопись неизгладимым своим суровым характером, и поэтому его последователи вместо приятности бо­лее стремились приобресть славу анатомиков, от чего и произве­дения их показывают выставку мускулов и натянутых движений».

Находим меткое замечание: «Болонская школа от эпохи Карачей есть умное соединение в должном порядке всех частей живописи».

В вопросе архитектурных стилей он высказал следующую мысль: «Водворили во всей Европе подражательную новую архи­тектуру итальянскую, но вместе с сим, в частности народной," в зданиях лишили удобности и самобытности пли национального оригинального характера зодчества. К тому же, дробя и пестря строительное искусство древних новоизобретениями и новыми стилями, отклоняли архитектуру от красоты эстетической». Дальше мы читаем, что живопись «из назидательного художества сделалась после ремеслом для приобретения только корысти».

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Методы ранжирования музеев
Основные группы факторов для определения ценности музеев. Как любое сложное явление музей представляет собой систему из множества определенным образом связанных между собой элементов. При определении ценности музейного организма необходим ...

Роль городов в экономической, политической и духовной жизни Русского государства
Становление Русского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - "очелове ...

Национальный парк Сиэнага дэ Запата – гордость Кубы
Более 600 000 гектаров занимает самая большая на Кубе охраняемая территория Сапата, имеющая статус водно-болотного угодья международного значения, который был ему присвоен главным образом из-за водоплавающим птиц. Здесь же обитают более 3 ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru