Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

"Переменная точка опоры"

Статьи » Виды постановки при игре на скрипке » "Переменная точка опоры"

Положение инструмента определяется не только тем, как он держится в "постоянной точке опоры"; важное значение в этом отношении имеет также и "переменная точка опоры". В связи с этим рассмотрим следующие из типичных разновидностей положения скрипки в "переменной точке опоры", имея в виду, что естественное "хватательное" движение и связанное с ним зажимание шейки скрипки вызывает напряжение во всей руке и, следовательно, препятствует свободному ее движению как в пределах одной позиции, так особенно и при сменах позиций:

а) Шейка скрипки расположена предельно глубоко между большим и указательным пальцами. В этом случае большой палец резко выступает за пределы шейки скрипки, из-за чего игра на струне Соль и переходы в позиции затруднены. Это наиболее отрицательный вид постановки.

б) Шейка скрипки опирается на ногтевую фалангу большого пальца, а в некоторых случаях почти лежит на конце его. Такое положение препятствует хорошему ощущению грифа, а иногда влечет за собой соскальзывание пальца с шейки.

в) Наиболее правильное и чаще встречающееся - среднее положение большого пальца: шейка скрипки расположена между его основной и ногтевой фалангами.

При двух последних положениях большого пальца следует решительно избегать сближения его с указательным пальцем, так как это вызывает сжимание шейки, затрудняющее движения левой руки (особенно при широком расположении пальцев и переходах в позиции), а также лишает пальцы необходимой свободы и эластичности. По этому поводу уместно напомнить слова Л. Ауэра: "Самое важное из всех деталей - открытое пространство между большим и указательным пальцами".

Кроме этого, существуют разновидности положения большого пальца в той или иной части шейки скрипки. Слишком близкое к порожку положение его способствует прогибанию кисти, поджиманию ладони и приближению ее к шейке, что наблюдается преимущественно при отведении локтя влево.

Положение большого пальца против указательного или между указательным и средним пальцами для большинства скрипачей можно считать наиболее естественным: это то исходное, среднее положение, из которого удобнее всего приближать палец к порожку или удалять от него.Л. Ауэр рекомендует устанавливать на струне большой палец точно против среднего пальца (второго). Такое положение не является безоговорочно приемлемым для всех (принимая во внимание различные особенности строения руки и ее частей у каждого скрипача). Однако если оно и не соответствует той или иной индивидуальности, то в ряде случаев его все же можно использовать в качестве своеобразного педагогического средства. Описанное положение может содействовать отведению ладони от шейки скрипки, повороту всей группы пальцев к грифу и тем самым приближению четвертого пальца к струнам.

Несмотря на разноречивые мнения о роли большого пальца - пассивной или активной, - на практике можно убедиться в том, что он неизбежно принимает участие в любом движении как всей руки в целом, так и различных ее частей. Л. Ауэр советует "не думать о нем слишком много". И это указание следует учитывать в тех случаях, когда функциям большого пальца придается чрезмерное значение.

У И. Войку имеется следующее разъяснение функции большого пальца: " . в скрипичной игре для большого пальца нет самостоятельной функции, на его долю приходится лишь подчиненная роль. Случается наблюдать, что у выдающихся скрипачей большой палец при игре принимает постоянное соучастие в движении. Однако эти движения не надо смешивать с активными движениями других пальцев; они служат скорее пассивным уравнением активно выполняемых движений других пальцев".

Иными словами, большой палец призван играть вспомогательную роль; он не должен быть безучастным, пассивным или чрезмерно активным. Последнее особенно пагубно, если зажимается шейка скрипки. Большой палец должен не мешать, а способствовать свободным движениям других пальцев и всей руки в целом.

Прочее на сайте:

Задачи библиотечной статистики
В условиях командно-административной системы библиотеки были нацелены на выполнение показателей, устанавливаемых вышестоящими управленческими структурами. Такой практике была подчинена вся информационная система библиотеки, ориентированна ...

Что такое «второй план»
Для меня — это высший идеал в сцене, куске, акте, в спектакле, конечная цель любого искусства. Я всегда связываю второй план с эмоциональным ощущением, которое вызывает произведение в целом и которое можно выразить такими словами, как «пр ...

Анимизм
Переходя к культурным народам, мы можем указать сиамцев как пример народа, который принимает, что душа состоит из тонкого вещества, недоступного зрению и осязанию или как бы связанного с быстро дви­жущимся воздушным телом. В классическом ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru