Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Венецианов Алексей Гаврилович

Статьи » Венецианов Алексей Гаврилович

Страница 1

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), русский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: «На пашне», 1820-е гг., «Захарка», 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.

Венецианов Алексей Гаврилович [7 (18) февраля 1780, Москва — 4 (16) декабря 1847, село Поддубье, Тверская область], русский художник. Лучший мастер сельского бытового жанра в русском изобразительном искусстве романтизма, педагог-реформатор.

Выходец из купеческой семьи, в молодости служил мелким чиновником. Сформировался как художник во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. Между 1807 и 1811 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского. Первоначально жил в Санкт-Петербурге. Выступил как сатирик, начав публиковать «Журнал карикатур на 1808 год». Издание это почти сразу было запрещено цензурой, но это был первый в России юмористический листок, и Венецианов остался в глазах потомков «отцом русской карикатуры». Во время Отечественной войны 1812 года создал (вместе с И. И. Теребеневым) серию агитационно-сатирических композиций на темы народного сопротивления французским оккупантам.

Как живописец начинал с портрета. Ранние работы такого рода тесно связаны с традицией провинциального усадебного и купеческого портрета, отмеченного наивным простодушием («А. Л. Венецианова, мать художника», 1801); позднее его образы обогащаются задушевным психологизмом («М. А. Венецианова, жена художника», конец 1820-х гг.; оба — Русский музей), сохраняя простоту и скромный масштаб композиции, мягкий лиризм колорита (многие написаны пастелью). Наиболее известен и значителен «Автопортрет» (1811, Третьяковская галерея).

В 1811 был принят в число членов Академии художеств. Целиком посвятив себя искусству с 1819, Венецианов покидает столицу, живя в купленной им деревне Сафонково Тверской губернии. Предпочитая работать, по его собственным словам, «в сельском домашнем роде», он видит в создании образов своих крестьян идеал подлинного искусства, которое призвано «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Тем самым мастер противопоставляет свои творческие принципы академическому классицизму. Античная скульптура и французское искусство 19 — начала 20 вв. оказали весьма заметное влияние на Венецианова (так, этапная для всей его сельской темы картина «Гумно» (1821-23, Русский музей) возникла как ответ на интерьерно-перспективную живопись Ф. Гране). Но определяющими остаются мотивы среднерусской, повседневной пейзажной среды и народного быта. В соответствии со своим стилем художник передает их просветленными, полными мирного лада, выраженного и плавными, округлыми ритмами рисунка, и гармонически ясными цветовыми тонами, воспроизводящими ровный свет летнего дня. Таковы наиболее известные из его жанровых картин — «На пашне. Весна» (1-я половина 1820-х гг.), «На жатве. Лето» (1820-е гг.; обе — в Третьяковской галерее), «Утро помещицы» (1823), «Спящий пастушок» (1823-24; обе — в Русском музее). Крестьянские портреты, — такие, как «Захарка» (1825) или «Крестьянка с васильками» (1839), предстают фрагментами той же тихой идиллии.

Венецианов писал также многочисленные образа для местных церквей. В позднем творчестве обращается к историческому («Петр Великий. Основание Петербурга», 1838) и мифологическому («Купание Дианы», 1847, Третьяковская галерея) жанрам, стремится к драматической выразительности образа («Причащение умирающей», 1839; все — в Третьяковской галерее). Новый этап его творчества прерывается внезапной смертью — он погибает, выброшенный из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Графика
Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства. Шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, плакат, почтовые марки, журнальные иллюстрации и газетные карикатуры, упаковки для разнообраз ...

Возрождение
Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философия, литературы, искусства, возвращения к классической “золотой латыни”. Переход к культ ...

Культурная роль церковно-славянского языка в процессе христианизации в Древней Руси
Русь христианизировалась довольно быстро и бескровно. В Восточном Христианстве допускалась вера на славянском языке. Главная проблема – перевести писание не на что. Славянский язык в стадии мифического развития, нет абстрактных понятий. И ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru