Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Ценности

Статьи » Белорусская культура как тип: структура, функции, универсалии » Ценности

В современной философии проблема ценностей решается в плане диалектики объективного и субъективного, объекта и субъекта. На сегодняшний день мы имеем целый ряд трактовок понятия «ценность». В общем виде можно выделить три основных подхода понимания ценность:

1) ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны) людям в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов. В данном случае мы имеем дело с утилитарным подходом. Ценность есть то, что полезно, она сближается с понятием благо и ничего принципиально нового не прибавляет к нему.

2) другие представляют ценности как идеалы, святыни, например: добро, истина, красота. В данном случае мы имеем дело с противоположным утилитарному подходом. Потребительская стоимость ценна не сама по себе, как таковая, но становится ценностью в определенных условиях, когда она окрашивается в тона духовного отношения к предмету, когда возникает особая близость к нему.

3) ценность есть значимость объектов, причем значимость положительная.

Ценность зависит от свойств и субъекта и объекта, но не совпадает с ними. Ценностное отношение, несмотря на всю его кажущуюся пристрастность объективно, поэтому следует подчеркнуть недопустимость смешения понятий «ценность» и «оценка». Если ценность объективна, то оценка не всегда, это суждение о ценности.

Разумеется разные люди, социальные группы оценивают одно и то же явление (например, частную собственность или демократию) по-разному, и в этом – субъективный момент ценностного отношения. Но если мы посмотрим глубже, то обнаружим, что одно и то же явление объективно находится в разном функциональном отношении к разным субъектам, объективно имеет различную: положительную или отрицательную значимость для них. Критерием, позволяющим отличить ценности мнимые от подлинных является практика, общественный прогресс. Технический, социальный, духовный прогресс объективно направлен на достижение все большей свободы человека от власти внешней необходимости природы и общества, на удовлетворение и развитие его потребностей и способностей. В качестве критерия общественного прогресса в последнее время предлагается рассматривать уровень развития потребностей и способностей человека, всесторонность и универсальность этого развития. В той мере, в какой потребности той или иной социальной группы, личности соответствуют тенденциям общественно-исторического развития, их отношения к явлениям жизни выражают общезначимое и являются объективно ценными, поэтому для определения объективной ценности социального явления или процесса необходимо знание общих тенденций общественно-исторического развития. В современную эпоху такие явления как фашизм, милитаризм, тоталитаризм представляют собой антиценности, поскольку противоречат социальному прогрессу, несут в себе угрозу человечеству.

Прочее на сайте:

Святилище Аполлона
Известна надпись на колонне белого мрамора, высота – полметра, диаметр – 0,28 м, служившей, возможно пъедесталом, для не дошедшей до нас статуи Аполлона в Малой Азии. Святилище Аполлона Лермена в Малой Азии, в районе, образованном треуго ...

Скульптура
На уровне наглядных представлений античная культура ассоциируется у нас, прежде всего со скульптурными образами. Афродита Милосская, Аполлон Бельведерский, Лаокоон с сыновьями или Дорифор давно стали знаками Античности как таковой. Они пр ...

Святилище бога Мена
Поскольку бог Мен – лунное восточное божество,почитавшееся в основном в сельских районах Малой Азии, постольку святилища Мена часто представлены лишь жертвенниками и зольниками. На изображениях Мена, которым иногда уделялось центральное м ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru