Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки

Страница 3

Содержание культов с течением времени постоянно претерпевало изменения. Так, Аполлон архаический, классический и эллинистический довольно сильно отличаются друг от друга, оставаясь при этом одним божеством и нередко сохраняя отдельные свои архаические черты до конца античности.

Сестра – близнец Аполлона Артемида. Этимология имени не ясна. Возможны варианты «медвежья богиня», что наводит на мысль о созвездии Большой Медведицы. Артемида, бесспорно астральный культ - родилась на острове Астерия. Древнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини Луны Селены и богини Гекаты. Происхождение культа связано с малоазийскими корнями (в войне с Троей Артемида воюет на стороне троянцев). В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением Луны.

Идея бога - Солнца, наряду с культом Аполлона присутствовала в Сев. Причерноморье в культе бога Митры, - с авестийского «договор», «согласие». Митра – древнеиранский мифологический персонаж. Имя его восходит к индоевропейскому корню, имеющему значение состояния мира, дружбы и симпатии. В Митре персонифицируется абстрактное понятие договора. Эта связь Митры с договором изначально выражала космогоническую идею - гарантию соответствия космическому закону. «Он следит за ним тысячью восприятий, десятью тысячами глаз, тысячью ушей, десятью тысячами шпионов», здесь можно провести аналогию с христианским «каждый волос на голове вашей сочтён». Эпитет Митры «выпрямитель линий» подчёркивал его функцию различения добра и зла, правды и лжи. В этом смысле Митра – божество, определяющее некую морально – нравственную границу. Митра – устроитель природного космоса, он связан с водами, солнцем, дождём, он «дающий жизнь» и «дающий сыновей», судья над душами умерших, наделяет счастьем и телесным здоровьем. В «Авесте» эпитеты Митры – «исполненный собственного света», «сияющий», «блестящий». Митра – бессонный, всегда бодрствующий бог (как и солнце).

Культ Митры образовался, из комбинаций Иранских представлений с Семитской теологией, и с определёнными элементами, позаимствованными из местных культов Малой Азии и др. Идентифицированный с Солнцем, Митра приобрёл титул: «непобедимый», превращавший его в самого могущественного бога. Митра был отождествлён с Гелиосом, как Анахита – Астара с Афродитой.

Было широко распространено почитание Митры на Боспоре в ипостаси непобедимого бога Солнца, господина судьбы и повелителя природы Его атрибуты – три шара – астральная символика, подчёркивающая происхождение Космоса (трёх из одного).

Бог Мен – лунное фригийское божество, широко распространённое в 1в.н.э. в Северном Причерноморье. Мен был божеством одновременно и небесным и хтоническим. Общей чертой астральных культов Причерноморья являются сохранившиеся элементы хтонизма.

Поскольку у античного человека не было возможности выразить космогонические идеи научными терминами, постольку он пытался выразить их доступным ему словарным запасом и образами природы. Следствием этого явилась персонификация идей. «Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конкретно – чувственных и одушевлённых образов». Важнейшей чертой астральных культов является символизм.

На примере Причерноморья доказано, что мифологические сюжеты перенимались одним народом у другого. Заимствованный миф получал осмысленное место в жизни и мировоззрении воспринимающего народа в соответствии с его конкретными условиями жизни и достигнутым им уровнем развития.

«Диффузность, нерасчленённость первобытного мышления проявилась в неотчётливом разделении в мифологическом мышлении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа. Т. е. происхождения и сущности». То, что в научном подходе является сходством, в астральных культах выступает как тождество. Одни символы заменяются другими.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Живопись
Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живо ...

Русское искусство начала XX века
Пути развития русской скульптуры XX века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более ...

Иерархия потребностей А. Маслоу
Гуманистическая концепция А. Маслоу - это поиски синтеза, своеобразная холистская антропология, общефилософская концепция, в центре которой - живой, развивающиеся человек с его внутренним миром, полным переживаний, размышлений, чувств и с ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru