Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки

Статьи » Астральные культы Причерноморья » Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки

Страница 2

Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья являются продолжением индоевропейской мифологии.

Стоит отметить, что изучение астральных культов часто ведётся по произведениям изобразительного искусства и скульптуры,( не говоря уже о керамике и бытовых предметах), но искусство лишь иллюстрирует религию, объясняет или комментирует её и «тем самым предполагает свою вторичность по сравнению с неким образцом». В Причерноморье, как и собственно, в Греции искусство является и само по себе мифотворческим и на этом уровне уже можно говорить о привнесении в культ бытовых, «профанных» элементов, но иногда и об очищении астрально-культовых традиций. Происходит взаимное влияние мифологии и искусства, а также социальных мотивов.

«Мы располагаем большим количеством примеров, когда божество с определённым именем или мельчает с веками, теряя свои функции. Постепенно, сходит на нет, или же «отбирает» функции других богов, становится многозначным, выдвигается на видное место в пантеоне».

Например, культ Афродиты – богини любви и красоты малоазийского происхождения. По версии, описанной Гомером, родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену, отсюда народная этимология её имени «пенорождённая» и одного из её прозвищ – Анадиомена – «по явившаяся на поверхности моря». Идеи культа Афродиты близки внутреннему содержанию культа финикийской Астарты, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исиде. Этимология имени не ясна.

В Сев. Причерноморье малоазийские черты богини сближают её с богиней – матерью и Кибеллой. Далее, рождение Афродиты из крови Урана было забыто. Спутники Афродиты – Эроты – первоначально космические божества, порождения хаоса, затем всего лишь создание Афродиты, подчёркивающее самостоятельную созидающую силу богини любви. Космогонические идеи в культе Афродиты со временем теряются, и сила её распространяется только на сферу любви, приобретая всё более кокетливые черты. Возникает противопоставление Афродиты Урании («небесной», в связи с происхождением от неба - Урана) и Афродиты Пандемос («всенародной» дочери Зевса и малозначительной Дионы). По свидетельству Геродота, Афродиту Уранию почитало и коренное население Причерноморья – скифы, видимо ассоциируя её с богиней матерью. Космогоническая идея культа Афродиты, изначально подразумевает рождающую женскую энергию, которая вышла и появилась из ничего (хаоса), из пены.

Классический образ официального астрального культа Сев. Причерноморья Аполлона включает архаические и хтонические черты. О неиндоевропейском происхождении образа свидетельствует то, что этимология имени Аполлон неизвестна в греческом языке.

С течением времени, Аполлон приобретает множество функций, прорицателя, блюстителя гармонии космической и человеческой. Образ Аполлона как Солнца, соединяет воедино небо, землю и преисподнюю.

Основное символическое содержание этого культа, хотя и подвергалось с течением времени определённым изменениям, носило, в общем, одинаковый характер во всех местах его почитания в Северно-Западном Причерноморье. Космогонические идеи в культе Аполлона могут быть объяснены представлениями индоиранцев о Солнце, вечно вращающемся вокруг горы. Сурья, как и Хвар, не по своей воле совершают прогулку слева направо, а по указанию создателя мира сего, и не может сойти круга. Даосократик Эпопид связывал Аполлона также с движением Солнца по Эклиптике: «Аполлон называется Лонсием, так как он выводит поклонный круг, двигаясь с Запада на Восток». В своих пифийских трактатах Плутарх, бывший жрецом Аполлона в Дельфах, подчёркивал, что Аполлон не равен Солнцу, Аполлон - персонификация эманации Бога Света, тем не менее, пророк Аполлона Орфей, поклонялся ему как Солнцу. В одном орфическом гимне Аполлон прямо назван « Солнцем, взмывающем ввысь на золотых крыльях». Орфини вообще понимали Аполлона как символ солнечного объединения всяческих множеств ….В культе Аполлона присутствует не только персонификация Солнца, но поклонение Аполлону связано ещё и с огнём. Всё сферическое и вообще шарообразное подобно Космосу и Солнцу. Геродот связывает происхождение культа Аполлона с Египтом, где Гор – Аполлон являлся, якобы, сыном Осириса – Диониса и Исиды- Деметры. Аполлон связывался своим рождением и с такими хтоническими существами, как Силен, Пан и т. д. Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и тёмных стихийных сил подтверждается теснейшими связями Аполлона и Диониса, хотя это божества – антогонисты: один по существу бог светлого начала, другой – бог тёмного и слепого экстаза. После 7 в до н. э. образы этих богов сближаются. Можно говорить о деградации образа Аполлона, об утрате первоначального внутреннего содержания. На более поздней ступени архаики Аполлон – охотник и пастух, из массового поклонения Аполлону напрочь исчезают космогонические идеи, и это божество когда-то подобное Солнцу начинает выполнять бытовые нужды верующих в него.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Эстетические образы города и городской среды в искусстве
Образ города в целом или отдельных крупных его частей неоднократно бывал предметом художественного изображения как в пространственных искусствах, так и в словесных. Для всех этих изображений, начиная с ренессансных, ведут и "портрето ...

Особенности готического стиля в архитектуре
В целом для всей готики доминирующим видом искусства являлась архитектура. Собор — главное архитектурное сооружение готики, так как он был центром общественной, культурной и религиозный жизни города. Обычно для собора выбиралась самая выс ...

Положение корпуса и ног
Прежде чем приступить к постановке левой руки учащегося, следует обеспечить естественное, ненапряженное состояние всего его тела в целом. Важное значение в этой связи приобретает правильное распределение тяжести туловища, опора его па ног ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru