Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Архитектура Венеции

Статьи » Архитектура Венеции

Венеция — город на северо-востоке Италии, преимущественно на островах Венецианского залива Адриатического моря, административный центр провинции и области Венеция. Город состоит из двух частей: исторического центра, расположенного в 4 км от побережья на 118 небольших островах Венецианской лагуны, пересеченных 150 каналами и протоками (с S-образным Большим каналом — главной транспортной артерией), берега которых соединяют около 400 мостов, и промышленно-портовой материковой части. Сами острова укреплены миллионами деревянных свай. Вдоль каналов тянутся узкие, порой меньше метра шириной, улицы. Внутригородские перевозки осуществляются с помощью гондол, катеров, барж. Связь с материком осуществляется по автомобильному и железнодорожному мостам и с помощью паромов. От моря Венеция отделена песчаной косой, разделенной проливами. Территория Венеции подвержена постепенному опусканию и периодическим наводнениям во время осенних штормов на Адриатическом море.

Первые поселения на островной территории Венеции относятся к 5 в. до н.э. Их возводили жители прибрежных областей Адриатики, бежавшие сюда от нашествия гуннов. Город возник в начале 9 в. н.э. на острове Риальто как центр дуката (герцогства). С 9 — 10 вв. по 16 в. Венеция была крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. В средние века она являлась богатой морской республикой (с конца 13 в. олигархической, с дожем во главе), владевшей значительными территориями. Перемещение торговых путей в результате Великих географически открытий, венецианско-турецкие войны 15 — 18 вв. привели Венецию к упадку. В 1797 — 1805 гг. и в 1815 — 66 гг. город находился во владении Австрии. В 1866 г. Венеция вошла в состав Итальянского королевства.

Уникальный город-музей является образцом целостности и неповторимой гармонии. Его средневековые дома и дворцы построены на сваях, и кажется, что они поднимаются прямо из воды. На городских улицах отсутствует транспорт. Богато украшенные здания церквей, прекрасные палаццо с ажурными галереями и узорными завершениями окон, бесчисленные маленькие мостики, узкие улицы со сплошными рядами 3 — 4-этажных домов, живописные площади, великолепные набережные каналы сливаются в неповторимый ансамбль, совершенный в своей соразмерности и красоте.

Архитектурный облик Венеции сложился в 14 — начале 16 вв. В нем переплетаются византийские, арабские и готические традиции. В центре города расположена обрамленная мраморными зданиями Старых (15 — начало 16 вв.) и Новых (16 — 17 вв.) Прокураций Пьяцца (площадь) св. Марка, вымощенная мрамором, с грандиозным 5-кугюльным одноименным собором (829 — 832 гг. перестроен в 11 в., фасад завершен в 15 в.). Эту городскую святыню украшают бронзовые византийские двери 11 в. и четыре бронзовых коня (4 — 3 вв. до н. э.) над центральным порталом, привезенные в 1204 г. из Константинополя. Интерьер здания украшают мрамор и мозаики 12 — 14 вв., мраморные мозаичные полы, многочисленные драгоценности, скульптуры, барельефы, колонны, привозившиеся как трофеи. На площади находится 100-метровая кампанила (888 — 1517 гг.; упала в 1902 г. и восстановлена в 1904 г.) с шатровым покрытием, у подножия которой находится маленькая Лоджетта (с 1517 г.), служившая в дни торжественных церемоний и празднеств трибуной для венецианских нобилей.

К площади Сан-Марко примыкает небольшая Пьяцетта, открытая на лагуну. По ее сторонам находятся Дворец дожей (9 в., завершен в 14 — 16 вв.) с мраморным фасадом и лоджиями и Старая библиотека Сан-Марко (1536 — 54 гг., арх. Я. Сансо-вино) из белого мрамора. С восточной стороны к Дворцу Дожей примыкает закрытый Мост Вздохов (1600 г.), по которому, согласно легенде, вели осужденных узников из дворца в тюрьму Поцци (16 — начало 17 вв.).

К северу расположен один их лучших ансамблей Венеции — площадь Санти-Джо-ванни э Паоло с одноименной готической церковью (1246 — 1430 гг.), общественным зданием Скуола Гранде ди Сан-Марко (1488 — 90 гг.) и конным памятником кондотьеру Коллеони (15 в., скульптор А. Ве-роккьо). Вдоль центральной городской артерии — Большого канала длиной 3,8 км — расположены палаццо в стилях готики, ренессанса и барокко: нарядный Ка д'Оро («Золотой дом»), с желтоватой мраморной облицовкой фасада и позолоченной резной орнаментацией, трехэтажный, с парадным декоративным фасадом Вендра-мин-Калерджи (оба 15 в.), Корнер-Спинел-ли (конец 15 — начало 16 вв.), Корнер (16 в.), Редзонико (17 в.), Пезаро (окончен в 1710 г.) и другие. Среди мостов города широко известен мост Риальто (16 в., арх. А. де Понте) через Большой канал, у которого находится торговый центр Венеции. Одно-пролетная арка моста обрамлена двумя рядами лавок.

Среди многочисленных церквей Венеции наиболее примечательны своей архитектурой Санта-Мария Глориоза деи Фрари (14 — 15 вв., с алтарными картинами Тициана в интерьере); Сан-Дзаккария (10 в., перестроена в 15 в.); небольшая Санта-Мария деи Мираколи (15 в.), первое подлинное сооружение венецианского Возрождения; Иль Реденторе (16 в.); восьмигранная, с куполом Санта-Мария депла Салуте (17 в.) у входа в Большой канал; Скуола Гранде ди Сан-Рокко (16 в., с картинами Тинторетто); церковь и монастырь Сан-Джорджо Ма-джоре (16 в., арх. А. Палладио) и многие другие исторические памятники.

С Венецией связано творчество зодчих Палладио, Лонгена, Сансовино и других, художников Джорджоне, Тициана, Тинторетто, Веронезе, Тьеполо, Гварди, Каналетто. В Галерее Академии искусств и во Дворце дожей имеются коллекции картин художников Венецианской школы. Многочисленные художественные произведения украшают венецианские дворцы и храмы. Художественно-культурные сокровища Венеции превратили ее в центр международного туризма мирового значения.

Прочее на сайте:

Культура как общечеловеческое достояние
Первое, что приходит на ум при попытке толкования слова «культура», — ее понимание как совокупности достижений общества в результате материального духовного развития. Однако культура — это не только результат, но и сам процесс сознательно ...

Развитие коммуникаций
В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методом физической транспортировки или храни ...

Ислам как фундамент арабо-мусульманской культуры
Ислам как тотальная система регуляции составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основополагающие принципы этой религии формируют новый культурно-исторический тип, придающий ему общечеловеческий характер. Приобретя широкий размах, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru