Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Образование и просвещение

Статьи » Древнегреческая цивилизация » Образование и просвещение

Греческая система образования начала складываться в VI в. до н.э. в Афинах, откуда она распространилась по многим другим греческим государствам. Главной ее целью было формирование достойного члена полиса – гражданина и воина – путем его гармоничного духовного, нравственного, физического и эстетического развития; она ориентировалась в первую очередь на воспитание мальчиков. В VI–V вв. до н.э. обучение осуществлялось в начальной (элементарной) школе, которую могли посещать дети всех свободных граждан. Там они, обычно с семилетнего возраста, приобретали навыки письма, чтения, счета; их также учили музыке, танцам и гимнастике (роль этих дисциплин постепенно снижалась). Такие школы были почти всегда частными. Кроме того, в Афинах существовал институт эфебии: по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши (эфебы) собирались со всей Аттики под Пиреем, где в течение года под руководством специальных учителей (софронистов), получавших жалование от государства, обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и проходили курс интенсивной физической подготовки; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.

В IV в. до н.э. усиливается потребность общества в углубленной интеллектуальной подготовке. В Ионии, Аттике и некоторых других областях появляются средние учебные заведения (гимнасии), целью которых было развить мышление и способность рассуждения. Они существовали, как правило, на общественные средства и за счет частных пожертвований. В них преподавался цикл наук – грамматика, риторика, арифметика и теория музыки, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика, геометрия и астрономия (астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике. Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала уроки литературы, где изучали тексты крупнейших авторов (Гомера, Еврипида, позже Демосфена и Менандра); в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения). Обучение в средних школах велось по строго установленной программе. Возраст учащихся варьировался от тринадцати до восемнадцати лет.

В IV в. до н. в Афинах возникает и высшее образование, предполагавшее не специальную профессиональную подготовку, а получение более фундаментального гуманитарного знания. Знаменитые риторы (впервые Исократ) и философы (впервые Платон) за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии. Порядок и содержание курса не были жестко регламентированы и зависели от личности преподавателя; его продолжительность колебалась от одного года до десяти лет.

Особый вариант образовательной системы существовал в Спарте: обусловленная милитаризированным характером общественного устройства задача воспитания сильного и дисциплинированного воина требовала одностороннего военного образования; за исключением элементарных знаний письма, счета, навыков пения и игры на музыкальных инструментах, спартанцы получали исключительно военную и физическую подготовку под контролем государства. В отличие от других греческих полисов, в Спарте значительное внимание уделялось и женскому воспитанию, прежде всего физическому, которые было сходно с воспитанием мальчиков.

Прочее на сайте:

Городская культура Советского периода
В начале ХХ века наша передовая интеллигенция любила "сетовать" на то, что Россия страна сельская. Это засилье деревни с ее неизбежным консерватизмом губило любые начинания, тормозило развитие. Так, во всяком случае, думали люди ...

Поздняя классика
В 30-х гг. Эллада переживала политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх; в конце десятилетия, во время мора, погиб Перикл. Всё это не могло не отразиться на искусстве, которое в поздней классичес ...

Мифы и время
Глава “Время может быть укрощено” в исследовании Элиаде посвящена анализу взаимосвязи космогонических мифов (или мифов о происхождении) с мифами о конце света с помощью двух различных техник: техники психоанализа (по Фрейду) и техники на ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru