Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Общественный и государственный строй древнегреческой цивилизации

Статьи » Древнегреческая цивилизация » Общественный и государственный строй древнегреческой цивилизации

Страница 1

Греческое общество классической эпохи делилось на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и господствующий класс.

1. Характеристика классического рабства. Для торгово-ремесленных полисов V—IV вв. до н. э. характерно внедрение рабства во многие сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов. По приблизительным подсчетам (из-за отсутствия статистических материалов точные подсчеты невозможны), в Афинах общее количество рабов достигало одной трети всего населения. Преобладали рабы-мужчины, занятые в производстве (среди рабов было мало стариков, детей, немного рабынь), так что значение рабов как категории самодеятельного населения в обществе и производстве было значительно выше, чем их арифметическая численность.

Широкое применение труд рабов находит в домашнем хозяйстве: размол зерна, приготовление пищи, изготовление одежды и обуви, их ремонт, не говоря о личных услугах. Рабы использовались выборными должностными лицами в качестве секретарей, курьеров, палачей, полицейских. В некоторых греческих полисах рабство активно внедрилось в сельское хозяйство, например на Хиосе, но в большей части торгово-ремесленных полисов рабы применялись главным образом в ремесленных мастерских, горном деле, обслуживании морских перевозок, строительстве. Таким образом, значительная часть рабов была сконцентрирована в городе.

Основной контингент греческих рабов V—IV вв. до н. э. состоял из людей негреческого происхождения, которых греки стали называть варварами, — фракийцев и скифов, карийцев и пафлагонцев, лидийцев и сицилийцев. Можно выделить три основных региона, ставших поставщиками рабов на рынки Эллады, — Северное Причерноморье, Фракия с соседними областями и Малая Азия. В конце V—IV в. до н. э. среди рабов оказываются греки, проданные в рабство во время частых междоусобиц. Например, в рабство были проданы афиняне, потерпевшие поражение в Сиракузах в 413 г. до н. э.; при разгроме Фив в 335 г. до н. э. Александр Македонский приказал продать в рабство 30 тыс. фиванцев, включая женщин и детей, выручив за эту продажу 440 талантов.

Основными источниками пополнения рабов в это время были: 1) военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители. Так, во времена греко-персидских войн, видимо, до 150 тыс. пленников были проданы на рабских рынках. После битвы при Гимере (480 г. до н. э.) победители — сицилийские греки — произвели раздел военнопленных-карфагенян, причем некоторым воинам досталось по 500 человек. Во время удачных войн сиракузских тиранов Дионисия I и Агафокла против карфагенян и местных племен Южной Италии были также обращены в рабство многие военнопленные; 2) продаваемые правящей аристократией фракийцев и скифов соплеменники.В результате войн племенная верхушка устанавливает власть над соседними, в том числе родственными, племенами и охотно переправляет в Грецию своих порабощенных соплеменников в обмен на предметы роскоши; 3) рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов. По греческим законам рабы не имели права создавать семью, но, тем не менее, брачные отношения между рабами — нередки. К тому же рабыни были потенциальными наложницами своего господина. Рожденные рабынями дети тоже считались собственностью хозяина. В некоторых поместьях Сицилии рабовладельцы даже устраивали своего рода питомники, в которых с рождения воспитывали рабов и потом с большой выгодой продавали на специальных рабских рынках. Такие рынки существовали в каждом полисе. Труд рабов должен был быть организован так, чтобы раб мог принести доход, который позволил бы окупить затраченные на его покупку средства, стоимость ежедневного содержания (питания и одежды) и вместе с тем принести некоторую чистую прибыль. Одной из форм повышения эксплуатации и вместе с тем производительности рабского труда в Афинах был отпуск раба на оброк. Смышленому и энергичному рабу господин предоставлял небольшие средства, помещение, выделял его из своего хозяйства и поселял отдельно. Раб открывал маленькую мастерскую, работал в известной мере самостоятельно, вел дела с заказчиками, торговал продуктами своего труда, мог завести семью. Но за эту самостоятельность он был должен вносить определенный оброк в пользу своего господина, причем господин часто устанавливал такой оброк, который был выше, чем прибыль, приносимая его рабами, находящимися в доме. Посаженный на оброк раб охотно шел на такие условия, так как это позволяло ему до известной степени почувствовать себя человеком.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Микеланджело
Итальянское Возрождение дало миру прославленных мастеров, но Микеланджело Буонарроти выделяется даже среди величайших художников этой эпохи. «Микеланджело посвятил себя с молоду не только скульптуре и живописи, но и тем областям, которые ...

Религия
Объектом религиозного культа в Древней Греции являлись олимпийские боги, неолимпийские божества и герои. По убеждению греков, их боги были антропроморфными (т.е. имели человеческий облик). Группу наиболее могущественных богов, которые не ...

Сущность муниципальной библиотеки
«Мне представляется чрезвычайно важным рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культурные тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимопро ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru