Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности

Статьи » Древнегреческая и Древнеегипетская культуры » Общее в Древнеегипетской и Древнегреческой культуре и особенности

Страница 2

Другой вариант находим в мифе об Эдипе. Смысл судьбы – между полюсами выбора и характером действия. В античности выбор в плане отношения к будущему интуитивен. Так. Эдип толком не знает ни прошлого, ни настоящего и выбор осуществляет интуитивно, бессознательно. А действие носит импульсный характер – это вспышка, акт. Риск слепой и последствие слепое, и судьба за слепоту выбора и слепоту действия наказывает. Это миф о духовном восхождении человека, об обретении им внутреннего знания.

В-четвертых, культура античности гуманистична. Античное понимание гуманизма раскрывается в принципе: «человек есть мера всех вещей» и в идеале калокагатии – единства прекрасного и доброго, эстетического и этического, физического и нравственного совершенства.

Человек есть часть космоса: гармония, порядок, мера космоса реализуются и в нем. Греки выработали категорию меры и единственным критерием меры избрали человека. Это мера в скульптуре, ибо греческая скульптура соразмерна человеку и обозрима, в отличие от египетской. Мера человека выражена в архитектуре, в масштабах зданий и храмов. Сократ и Аристотель в определении прекрасного исходили из необходимости соотнесения красоты с человеком, его потребностями и возможностями восприятия. В целом соотнесенность с человеком придает гармонию и гуманистичностъ греческой культуре.

В-пятых, для античной культуры свойственно понимание человека, прежде всего как телесного существа, своеобразного «комплекса ощущений». Античная культура в этом смысле внеличностна. Все личностные свойства есть эманация космоса. Черты человеческой личности материальны и чувственны. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что это есть театральная сцена, а люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Личность в античном понимании – это, прежде всего, хорошо организованная и живая телесность, связанная с космосом. Поэтому скульптурность античной классики создает обобщенно идеальный образ человека.

В-шестых, греческая культура представляет собой целостность, соединяя в себе, используя термины Ф. Ницше, «аполлоновское» и «дионисийское» начала в их равновесии, создавшие феномен греческой трагедии. Аполлон символизирует господство цивилизации и закона, свет разума. Он бог искусства, здоровья, умеренности. Аполлон – символ человека, который перестал быть зависимым от природы и в то же время неудержимо стремится к ней. Дионис – бог виноделия, природы с отчетливо выраженными эротическими чертами. Культ Диониса предусматривал ритуалы – мистического экстатического единения с богом, учил видеть за ужасом индивидуального существования необузданную жадность и радость бытия. Аполлонизм есть мера, число, ограничение и господство над всем диким и неукрощенным, это принцип индивидуализации, а в психологическом плане – восприятие внутренних образов красоты, меры, чувств, это состояние интроспекции. Дионисизм же означает высвобождение беспредельного влечения, лишение индивидуальности, поэтому в дионисийском хоре человек появляется в виде сатира: сверху – бог, снизу – козел. В психологическом плане дионисизм есть экстраверсия чувств, «опьянение». Для эллинов борьба Аполлона и Диониса и их конечное примирение было религиозным вопросом, а эстетически из первоначальной религиозной церемонии возникла трагедия, в которой побеждало аполлоновское начало.

В-седьмых, греческая культура демократична как в плане снятия сакральности со слова письменности и развития ораторского искусства, так и в плане того, что политическая свобода становится главной ценностью греческой культуры. «Грек означает свободный».

Общее в культурах:

1. Изобретение письма (культура устного слова и культура письменного слова);

2. Идея вечности бытия слова;

3. Городской характер: число и плотность населения, наличие монументальной архитектуры, существование ремесленников наряду с другими группами и слоями людей, социальный механизм, контролирующий производство и потребление.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru