Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Соотнесение модели мира с домом

Статьи » Дом как архитектурная модель мира традиционных культур » Соотнесение модели мира с домом

Страница 1

"Мировоззрение народа… в чем оно проявляется? Каковы его составляющие? Мифология, обрядность, атрибутика, поведенческие нормы, отношение к природе… все эти аспекты бытия реализуются в традиционных обществах на разных социальных уровнях" [Гемуев И.Н., 1990: 3].

Мифология обской ветви финно-угорских народов определяет не только картину мира, мировоззрение и социальную структуру хантов и манси, но и "Космос" внутри жилого пространства. В религиозно-мифологических представлениях манси космос включает три сферы (вертикальное строение): верхний мир, средний и земной.

Небесный, верхний мир - сфера обитания бога демиурга Нуми-Торума (хант. Торыма), по воле которого была создана земля. Судя по основному космогоническому мифу, гагара, посланная Нуми-Торумом, достала со дна океана комок ила, который затем увеличился до размеров Земли [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976: 18]. Бог демиург создал богатырей первой генерации, но позже за неподобающее поведение уничтожил. Богатыри второй генерации превратились в духов-покровителей сообществ людей, объединенных сознанием единства происхождения. Далее Нуми-Торум создал лесных великанов, животных, и, наконец, людей, после чего удалился от дел и передал правление одному из сыновей.

Мир-сусне-хум "объезжающий на коне свои угодья", младший из сыновей верховного бога, управляет жизнью людей, и обитает на втором, земном уровне, а также еще множество локальных божеств живут в среднем мире. В подземном царстве живет бог болезней и смерти - Куль-отыр и подчиненные ему существа [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976: 21].

Под землей жили плохие и вредные духи, на верху обитали верховные боги, но "членение жилища на три сферы отчетливо соотносится со спецификой пребывания в нем человека" [Гемуев И.Н., 1991: 26]. Мужчина вхож на чистую территорию богов, в то время, как женщина имела право находится в жилом пространстве, но лишь тогда, когда она почти была равна чистому человеку, то есть, когда она не рожает и не менструирует. В эти же периоды ей надлежит обитать в специальных маленьких домиках (мань-кол), которые ассоциируются с неким преддверием нижнего мира.

Зонирование жилища манси в горизонтальной плоскости целесообразно начать с южной (противоположной входу) святой стены (мул). Это место отождествляется с верхней частью чума, там хранятся семейные фетиши и другие святыни: пубы, иттерма, талисманы. Пространство у мула с внутренней и наружной стороны запретно для женщины. Снаружи перед мулом непременно вкопан столб для привязывания жертвенного животного (анквыл). Обычно у мула ставятся угощения для Мир-сусне-хума и домашних, совершаются кровавые жертвоприношения. Очевидно, что мул сильно задействован в сакральной практике.

С другой стороны от мула находилась привходовая, северная зона жилища. Очаг, как правило, находился в правом от входа углу или посередине. В промежутке между чувалом и правой стеной находилось изображение Самсай-ойки - духа нижнего мира, функцией которого была охрана входа, порога.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Раннее новгородское зодчество XI - первой половины XII века
Для этого периода характерна активная строительная деятельность новгородских князей. Возводятся грандиозные храмы, отличающиеся лаконичностью форм, монументальностью, изящными пропорциями. Однако их облик суров, так как князья стремились ...

Творческий путь Л. ван Бетховена
«Музыка должна высекать огонь из груди человеческой» – это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры. Мировоззрение Бетховена складывалось под воздейст ...

Документальная драматургия
Драматургия (греч. Dramaturgia). 1.) Совокупность драматических произведений какого-либо писателя, народа, эпохи. 2.) Сюжетно-образная основа спектакля. 3.) Для киноискусства характерна драматургия в форме сценария. Раскрытие специфик ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru