Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Данте Алигьери

Статьи » Гуманистические принципы искусства Возрождения » Данте Алигьери

Страница 1

Противоречивость Данте бросается в глаза всякому непредвзятому читателю. Но при этом Данте меньше всего похож на какого-то двойственного, растерянного человека, поэта, мечущегося между двумя берегами – двумя идеалами. Напротив, чем больше его читаешь, тем неодолимее перед глазами вырастает исключительно цельная личность. Именно титан.

В духовном и творческом развитии поэта и мыслителя боролись две противоположные тенденции – старая, средневековая, и рождавшаяся новая, гуманистическая. Они боролись, и переплетались между собой.

Как известно, «Комедия» открывается словами:

«Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу…»

Что это за сумрачный лес, в поэме показано достаточно ясно: это тот мир острой политической борьбы во Флорентийской коммуне, мир борьбы партий и группировок, мир борьбы за справедливость и мир интриганства, против жадности, козней и вероломства, борьбы, завершившейся для поэта горьким изгнанием. [25, с. 6]

Данте глубоко волнуют царящие в мире неправда, политическое коварство властителей, жестокие столкновения и безжалостные войны. Главная мечта поэта – мир на земле. В своей поэме Данте уже делает то, к чему станет призывать Петрарка: «иди и требуй! Мира! Мира! Мира!» Интерес поэта сосредоточен на земном мире, на проблемах реальной жизни.

Выстраивая схему мироздания, Данте строго следовал законам средневековой космографии. Но вместе с тем Данте – великий новатор. В центре загробных видений он поставил живого человека – свой образ, раскрывающий мир глубоких и сильных чувств, любви и ненависти, а главное, неустанных исканий истины, которая находится за пределами средневековых понятий и представлений. [2, с.11]

За формальным признанием подвластности людей божественному произволу скрывается программа (схематическая) политико-преобразующей деятельности самих людей как хозяев собственной судьбы. Идея о суверенности рода человеческого - это, в сущности, уже не религиозная, а гуманистическая идея.

Именно в этом – коренной отход Данте от средневековой культурной традиции. Аскетическая идеология средневековья отворачивалась от мира как от юдоли греха. Данте же, напротив, радуется реальному, земному миру, любуется им, он любит его.

В литературе о Ренессансе встречаются попытки отыскать, где и когда у итальянских гуманистов зародилась идея личности. Но вот перед нами Данте. И гуманизма-то, казалось бы, еще не было, а уже есть ясное и гордое самосознание личности – свободной и суверенной. Человек более не раб Божий, а - сам себе судья и судья неправды мира.

Воля – первейшее качество личности. Она реализуется в идейной убежденности, в целенаправленной деятельности, в борьбе.

Никакого примирения со злом Данте не допускает. Суровая гражданственность пронизывает всю его поэму. Гражданская активность и принципиальность рассматриваются как неотъемлемые качества личности, ее достоинства. Гражданственность была присуща гуманизму изначально.

Вся «Комедия» Данте – воплощение смелого свободомыслия. Уже освобождая от адских мук и вводя на зеленые луга Лимба язычников – мудрецов и героев античности, а также выдающихся мусульман – философов и благородных воинов, Данте заявил, что человек выше вероисповедания. Важна не религия, а нравственная ценность самого человека. [25, с.22] Здесь начало дантовской, гуманистической концепции личности. Настойчивое стремление поэта к правде, непоколебимое мужество и горячее стремление «оздоровить жизнь» берут верх над страхом перед косным временем. Берет верх настойчиво пробивающееся гуманистическое начало. Эта тенденция торжествует.

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Архитектурное наследие народов Забайкалья
Историко-культурное наследие Читинской области представлено различными категориями и видами памятников. Это памятники истории, искусства, этнографии и археологии, архитектуры и градостроительства пяти исторических городов (Чита, Нерчинск, ...

Муртазин Рауф Ахметович
Творчество заслуженного деятеля искусств БАССР Муртазина Рауфа Ахметовича является неотъемлемой частью музыкальной культуры Башкирии. Невозможно представить сейчас башкирскую музыку без симфоний, песен и романсов, без обработок башкирских ...

Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива [2, с. 94]. 1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе кот ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru