Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Москва XII-XV веков

Статьи » Градостроительство Руси » Москва XII-XV веков

Страница 1

Появление Москвы на страницах летописей датируется серединой XII века – временем активизации деятельности князей в удельных землях. Однако, как и в большинстве других случаев, княжеский город возник на издавна обжитом месте. Археологические исследования говорят о том, что бассейн реки Москвы заселялся начиная с палеолита, а в период железного века служил одним из мест средоточия поселений так называемой дьяковской культуры (VI-VII вв. до н.э. – VII-IX вв. н.э.). В период образования Киевской Руси в этот лесной край проникают славяне, преимущественно вятичи, долгое время сохранявшие свою обособленность. В конце XI-XII вв. в среднем течении реки Москвы и по ее небольшим, но многочисленным притокам – Яузе, Неглинной, Сетуни, Раменке, Котловек, Чертановке, Городне, возникло целое гнездовье древнерусских «градов» и сел. Свидетельством достаточно плотной по тем временам заселенности территории, на которой выросла Москва, служат многочисленные группы курганных могильников, датируемых XII-XIII вв.

Городище на крутом Боровицком холме, возвышавшемся над уровнем рек Москвы и Неглинной на 30 м, было одним из наиболее древних и крупных среди окрестных патриархально-общинных «градов». На рубеже XI-XII вв. это городище было двухчастным, т.е. представляло собой два находившихся в непосредственной близости друг от друга обвалованных участка. Меньшее городище, занимавшее мысовую часть Боровицкого холма и отделенное с восточной стороны небольшим рвом, имело размеры около 130 х 70-90 м2 и, возможно, служило общинным центром, где предположительно в конце XI – середине XII в. была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи, возле которой до 1326 г. располагался владычный двор. Не исключено, однако, что это мысовое городище играло и другую роль: было укрепленной резиденцией местного феодала – Стефана Кучки.

Вторая большая по размерам укрепленная часть древнейшей Москвы занимала более высокую округлую площадку Боровицкого холма, ограниченную с восточной стороны оврагом (150 х 200 м2). На этой территории располагалось Дьяковское городище, опустевшее к концу I тыс. н.э. В XI-XII в. здесь появилось славянское торгово-ремесленное поселение. В центре городища (которое, может быть, правильнее назвать предградьем) археологами обнаружен богатый феодальный некрополь, на котором, по-видимому, в конце XI-XII вв. появилась деревянная церковь предопределившая местоположение каменного Успенского собора.

Летописные источники и предания о «начале» Москвы связывают град на Боровицком холме с именем владетельного боярина Кучки, убитого Юрием Долгоруким. В середине XIII в. Юрий Долгорукий развернул большую градостроительную деятельность в своем уделе. Согласно летописным известиям, в 1156 г. он заложил новую крепость Москвы, которая была важным опорным пунктом на западных рубежах Ростово-Суздальского княжества.

Крепостная стена Юрия Долгорукого прошла в целом по границам старых укреплений, но при этом слила воедино обе части прежнего поселения. Образовавшаяся грушевидная в плане форма города соответствовала конфигурации рельефа местности. С юга и северо-запада границы крепости определялись бровками рек Москвы и Неглинной, а с восточной приступной стены – линией оврагов, спускавшихся с Боровицкого холма в сторону Москвы-реки с одной стороны и Неглинной – с другой. Начала обоих оврагов еще в докняжеский период соединила промоина, искусственно углубленная и превращенная в ров перед городскими укреплениями на приступе.

На территории крепости Юрия Долгорукого найдены, в частности, целый ряд фрагментов деревянных мостовых из круглых бревен диаметром 20-25 см, реже из плах, уложенных по лагам (поперечным перекрытиям), что в совокупности с историко-топографическими сведениями более позднего времени позволяет говорить о наличии в Москве XII-XIII вв. достаточно развитой сети улиц, отвечавшей изломам рельефа и особенностям плотной, т.н. «кучевой» застройки. Основной узел городских улиц, очевидно, уже в то время сложился в районе нынешней Соборной площади, где археологическими разведками установлено наличие мощно гумированного грунта с остатками деревянных строений. Выходя через городские ворота, дороги направлялись в окрестные села и другие города, с которыми Москва была издавна связана. Есть основания полагать, что в Москве пересекались две крупные древние дороги: из Новгорода в Рязань и из Смоленска – в Ростов и Суздаль. Наряду с этим Москва занимала достаточно выгодное положение на речных путях с запада на восток.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Стилистические особенности вологодского кружева
Стилистические особенности вологодского кружева, судя по сохранившимся образцам мерного кружева, сформировались к началу ХVШ века, а в первой половине Х1Х века парное и сцепное кружево вологодских мастеров стало изготавливаться на широкую ...

Типология культур
Отраслями культуры называют такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые включает относительно замкнутая область в составе целого. Типами культуры считаются такие совокупности норм, правь и моделей поведения людей, ...

Влияние концепции Л. Уайта на дальнейшие культурологические исследования
Одним из продолжателей культурных теорий Л. Уайта был У. Уорнер. теория символизма (У.Л. Уорнера) – социологическая теория, синтезирующая и творчески перерабатывающая идеи французской социологической школы (Дюркгейм), символического интер ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru