Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Романский стиль в Западноевропейской архитектуре

Статьи » Готический и романский стили искусства » Романский стиль в Западноевропейской архитектуре

Страница 2

В романский период впервые появилась монументальная скульптура (рельефы), которые располагали, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах) церквей. Размеры церквей увеличивались, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор.

Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции – в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии. Типичный пример французской романской архитектуры – церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088–1131 гг.) Это была самая большая церковь в Европе, длина храма составляла 127 метров, высота центрального нефа – свыше 30 метров. Пять башен увенчивало храм. Для поддержания величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен – контрфорсы. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Нормандские храмы также лишены декора, они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви.

Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной. Таков собор в Шпейере (1030–1092 гг.), один из самых больших в Западной Европе.

Первые романские соборы имели суровый, неприступный вид. Они были похожи на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми коническими завершенными башнями по углам западного фасада. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181–1234 гг.). Архитектурный декор очень сдержан – нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику.

Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов, на фасадах она встречается лишь в конце ХII в. Изображения кажутся отрешенными от земного существования, они условны, обобщены. В основном это деревянные раскрашенные распятия, украшения светильников, купелей, надгробий.

Романское искусство Италии развивалось иначе. Поскольку главной силой исторического развития в Италии были города, а не церкви, в ее культуре сильнее, чем у других народов, выражены светские тенденции. Связь с античностью выражалась не только в копировании античных форм, она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в итальянской архитектуре, естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится знаменитый комплекс в Пизе: собор, башня, баптистерий. Он создавался в течение долгого времени (ХI‑ХII в.). Самая известная часть комплекса – знаменитая Пизанская «падающая» башня. В соборе Санта-Мария Нуова (1174–1189 гг.) чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западной архитектуры.

В английском зодчестве романского периода много общего с французской архитектурой: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило ее связи с континентом и повлияло на формирование романского стиля в стране. Образцы тому – соборы в Сент-Олбансе (1077–1090 гг.), Питерборо (к. ХII в.) и другие. Однако, большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.

Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. XI–XII вв. для Испании были временем междоусобиц, ожесточенных религиозных битв. Суровый крепостной характер испанской архитектуры сформировавшийся в условиях беспрестанных войн с арабами, войны за освобождение территории страны, захваченной в 711–718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того времени, прежде всего, это нашло отражение в архитектуре.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Понятие атмосферы
Она дает им вдохновение и силу на будущее. В ней они чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина царит на ночной сцене.И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосфер ...

Развитие художественной культуры
Эллинистическое искусство, даже в пору расцвета не бывшее единым, породило несколько художественных школ: Коптскую в Египте, Сасанидскую а Персии, Сирийскую и т.д. Произошло разделение латинского Запада и греческого Востока (Византии). Од ...

Вклад Леонардо да Винчи в науку
Наибольший вклад да Винчи сделал в область механики. Перу Леонардо Да Винчи принадлежат исследования о падении тела по наклонной плоскости, о центрах тяжести пирамид, об ударе тел, о движении песка на звучащих пластинках; о законах трения ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru