Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Организация пространства в готическом романе

Статьи » Готическая литература, истоки, традиции, развитие » Организация пространства в готическом романе

Страница 3

Таким образом, сюжетно обусловленная физическая замкнутость персонажа ставит его лицом к лицу с собственным внутренним миром, толкает его в этот внутренний мир; расширение сознания помогает реализовать это путешествие, как и рассмотренная выше традиционная погруженность места действия в полумрак либо полное отсутствие освещения. Герой, оставшись наедине с собственным внутренним миром, познает такое, что не всегда возможно постигнуть даже в результате долгого и далекого путешествия в мире внешнем.

Подобное сюжетное развертывание пространства связано с еще одной специфической особенностью готической психологии - характерным стремлением к запретному знанию, к исследованию явлений, заведомо таящих опасность.

Представляется вероятным, что сходство двух этапов сюжетного развертывания в глубину - через сворачивание, интенсивное развертывание пространства в готическом романе: открытая местность - топос; топос - внутреннее пространство персонажа - не случайно. В психоаналитической теории здание традиционно выступает как символ человеческой личности. В описанных средневековых видениях потустороннего мира башня является символом человека.

Сюжетно разрабатывая готическое пространство в глубину, автор приходит к концентрации внимания на судьбе, мыслях, переживаниях персонажа, изначально выступающего в традиционной готической фабуле.

Воплощение страстей и страхов персонажа в неодушевленных объектах вообще характерно для готики. И если символизация, раскрытие персонажа через окружающие его предметы характерна и для некоторых других литературных направлений, то в готическом романе подобная символизация является результатом именно двухэтапного сворачивания пространства.

События внешние выступают как параллельные внутренним, а передаточным звеном становятся фантастические явления, в равной степени принадлежащие реальности и не реальности.

В каждую историческую эпоху задают тон определенные литературные жанры; а, следовательно, их набор меняется за счет расширения литературного языка посредством внелитературных слоев народного языка. Возможная причинно-следственная связь: набор речевых жанров, прежде всего, меняется за счет изменения так называемого внелитературного языка. Литературные жанры изменяются последними как следствие трансформации жанров, “задающих тон” эпохе.

Как мы выяснили, при исследовании данной работы, на протяжении XIX века развился такой литературный жанр как «готический рассказ» или «рассказ с привидением» (англ. ghost story); классиками жанра которого считаются Шеридан Ле Фаню, М.Р. Джеймс и др. Лефаню прославился такими романами, как «Дом за церковной оградой», «Дядя Сайлас». Известны три цикла рассказов, сделавшие Макартура Рейнолдса знаменитым «Тайны лондонского двора», «Тайны неаполитанского двора» и «Тайны инквизиции» опубликованные в 1845—1850 гг.

Готический рассказ, его тип сюжетного развертывания, организующий художественный мир этого жанра, определяется спецификой основных разрабатываемых в этом жанре аспектов человеческого бытия: ограничение свободы человека рамками фатума, физическое заключение, столкновение с иррациональным и дьявольским, психическое расстройство, физическое и психологическое насилие, преследование.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее на сайте:

Французский киноавангард 1920-х годов
Двадцатые годы проходили во Франции под знаком интеллектуального и эстетического бунтарства, который достиг своего апогея в кино. Урбанизм, футуризм и фантастика сформировали вкусы целого поколения писателей и артистов. Кинематограф «встр ...

Структура библиотековедения как общественной науки
Среди общетеоретических проблем важное место занимает определение его структуры, представление о которой складывалось, главным образом, в связи с установлением перечня учебных дисциплин, с разработкой схем библиотечно-библиографической кл ...

Восточные типы культур. Культура и её понимание на Востоке
Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э., то могли бы обнаружить три пояса культур: первый пояс образовали бы культуры цивилизаций Древнего Востока. Они образовали полосу государств, протянувшихся с з ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru