Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Произведения Гомера

Статьи » Гомер в истории культуры » Произведения Гомера

Три слова: «Гомер», «Илиада», «Одиссея» - обозначили собой свершение первого в истории европейской цивилизации подвига художественного духа, его поэтического сознания мира и поэтического самосознания. Осуществление первого полета к самым вершинам прекрасного. И слава. Три слова, но и единый «из рода в роды звук бегущий» сквозь годы, столетия, тысячелетия. Ничего сравнимого с этим великим подвигом последующая история не знала. Гомер… Обращаясь к его поэмам, мы не только ощущаем поступь древней истории, чувствуем не только дрожь восхищения, но еще и глубочайшее уважение к памяти древнегреческого народа, подарившего человечеству несравненное художественное чудо.

Произведения Гомера называют поэмами, эпическими поэмами, эпопеями. Все это одинаково верно. В них отражена огромная часть, целая глыба народного общегреческого эпоса, выросшего из многочисленных «преданий старины глубокой».

Обе поэмы состоят из одинакового числа песен по 24 каждая, и это не случайно. Подразделения на песни – главы «Илиады», имевшее место уже в начале поздней античности, послужило образцом и для деления текста «Одиссеи» и имело целью подчеркнуть ее равное значение с «Илиадой».

В «Илиаде» всего 15790, в «Одиссее» 12096 стихов. Обе поэмы и распевались, и были записаны гекзаметром – размером, как нельзя более соответствующим духу героического повествования.

Связанные хронологически и сюжетно, «Илиада» и Одиссея» во многом совершенно несходны. К «Одиссее» приложило в некотором смысле понятие о жанре приключенческого романа в стихотворной форме. Это поэма экзотики, географической фантастики, увлекает читателя все новыми странами, чудесами, панорамами событий, опасностями, картинами дворцового и народного быта и вызывает в читателе сочувствие к гонимому и многострадальному Одиссею. Картины, рисуемые Гомером в «Одиссее», разнообразны и ярки, они охватывают многолетние странствия и страдания героя поэмы.

Одиссей является героем народного сказания о возвращении друга. Муж уехал в длительное путешествие. Останется ли ему верна жена и узнает ли она его по возвращении – такой основной мотив. Муж возвращается постаревшим или переодетым, его узнают по трем признакам, удостоверяющим его подлинность. «Одиссея» – это восстановление семейного благополучия, – но ценой, каких усилий и какой борьбы!

На путях дальних странствий герой переносит мучительные страдания и гнев богов, то и дело нарушая установленный ими с давних времен порядок. Само имя «Одиссея» (odussomaio – гневаюсь) указывает на человека, испытавшего божественный гнев, он тот, кто «ненавистен» богам. И все же мужество героя, его выдержка, его дерзкое право на самоутверждение заставляют богов внимать ему и приходить на помощь. Вот почему Одиссей стал классическим типом интеллектуального героизма, достигшим в этом образе своего наивысшего выражения.

Другое дело – «Илиада». В ее сюжетном зерне также судьба героев, и прежде всего главного героя – Ахиллеса, о чем Гомер предуведомляет своего слушателя, ныне читателя, в самом начале первой песни поэмы. По мере развертывания поэмы в нее все яснее, глубже входит жизнь и судьба противостоящего Ахиллесу троянского вождя Гектора, в отдельных местах и даже в отдельных песнях «Илиады» занимающего чуть ли не главное место. С именами Ахиллеса и Гектора сплетаются имена и подвиги других главных героев. С троянской стороны они немногочисленны – это Эней, Парис, Главк, с ахейской – многие цари и герои Эллады и островной Эгеиды. Их подвигом отдается некоторое предпочтение по сравнению с троянскими вождями.

Если исключить из текста «Илиады» немногие бытовые, лирические, интимные сцены, «краткие биографические очерки», деяния и ссоры богов и богинь, некоторые описательные места, то все остальное в поэме почти буквально напоено кровью. Это сцены массовых сражений и поединков, полные ужасных подробностей, описаний мучений умирающих, о которых Гомер говорит с суровой и беспощадной прямотой, с почти « протокольной» точностью. Поражает конкретность и лаконизм изображения таких сцен.

Прочее на сайте:

Управление использованием БФ
Право граждан на получение и распространение информации – одно из необходимых условий существования демократического государства. Повышение степени удовлетворения информационных потребностей пользователей и, соответственно, улучшение рез ...

Своеобразие городской культуры на примере городской ярмарки
По мнению Б.М. Соколова, городская культура представляла собой "третий", "отщепенческий" культурный слой, находящийся в пространстве между культурой дворянства и крестьянства. Отсюда его маргинализм и неустойчивость; о ...

Региональные особенности готического стиля
Из Иль-де-Франс готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу, а поскольку он пр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru