Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Произведения Гомера

Статьи » Гомер в истории культуры » Произведения Гомера

Три слова: «Гомер», «Илиада», «Одиссея» - обозначили собой свершение первого в истории европейской цивилизации подвига художественного духа, его поэтического сознания мира и поэтического самосознания. Осуществление первого полета к самым вершинам прекрасного. И слава. Три слова, но и единый «из рода в роды звук бегущий» сквозь годы, столетия, тысячелетия. Ничего сравнимого с этим великим подвигом последующая история не знала. Гомер… Обращаясь к его поэмам, мы не только ощущаем поступь древней истории, чувствуем не только дрожь восхищения, но еще и глубочайшее уважение к памяти древнегреческого народа, подарившего человечеству несравненное художественное чудо.

Произведения Гомера называют поэмами, эпическими поэмами, эпопеями. Все это одинаково верно. В них отражена огромная часть, целая глыба народного общегреческого эпоса, выросшего из многочисленных «преданий старины глубокой».

Обе поэмы состоят из одинакового числа песен по 24 каждая, и это не случайно. Подразделения на песни – главы «Илиады», имевшее место уже в начале поздней античности, послужило образцом и для деления текста «Одиссеи» и имело целью подчеркнуть ее равное значение с «Илиадой».

В «Илиаде» всего 15790, в «Одиссее» 12096 стихов. Обе поэмы и распевались, и были записаны гекзаметром – размером, как нельзя более соответствующим духу героического повествования.

Связанные хронологически и сюжетно, «Илиада» и Одиссея» во многом совершенно несходны. К «Одиссее» приложило в некотором смысле понятие о жанре приключенческого романа в стихотворной форме. Это поэма экзотики, географической фантастики, увлекает читателя все новыми странами, чудесами, панорамами событий, опасностями, картинами дворцового и народного быта и вызывает в читателе сочувствие к гонимому и многострадальному Одиссею. Картины, рисуемые Гомером в «Одиссее», разнообразны и ярки, они охватывают многолетние странствия и страдания героя поэмы.

Одиссей является героем народного сказания о возвращении друга. Муж уехал в длительное путешествие. Останется ли ему верна жена и узнает ли она его по возвращении – такой основной мотив. Муж возвращается постаревшим или переодетым, его узнают по трем признакам, удостоверяющим его подлинность. «Одиссея» – это восстановление семейного благополучия, – но ценой, каких усилий и какой борьбы!

На путях дальних странствий герой переносит мучительные страдания и гнев богов, то и дело нарушая установленный ими с давних времен порядок. Само имя «Одиссея» (odussomaio – гневаюсь) указывает на человека, испытавшего божественный гнев, он тот, кто «ненавистен» богам. И все же мужество героя, его выдержка, его дерзкое право на самоутверждение заставляют богов внимать ему и приходить на помощь. Вот почему Одиссей стал классическим типом интеллектуального героизма, достигшим в этом образе своего наивысшего выражения.

Другое дело – «Илиада». В ее сюжетном зерне также судьба героев, и прежде всего главного героя – Ахиллеса, о чем Гомер предуведомляет своего слушателя, ныне читателя, в самом начале первой песни поэмы. По мере развертывания поэмы в нее все яснее, глубже входит жизнь и судьба противостоящего Ахиллесу троянского вождя Гектора, в отдельных местах и даже в отдельных песнях «Илиады» занимающего чуть ли не главное место. С именами Ахиллеса и Гектора сплетаются имена и подвиги других главных героев. С троянской стороны они немногочисленны – это Эней, Парис, Главк, с ахейской – многие цари и герои Эллады и островной Эгеиды. Их подвигом отдается некоторое предпочтение по сравнению с троянскими вождями.

Если исключить из текста «Илиады» немногие бытовые, лирические, интимные сцены, «краткие биографические очерки», деяния и ссоры богов и богинь, некоторые описательные места, то все остальное в поэме почти буквально напоено кровью. Это сцены массовых сражений и поединков, полные ужасных подробностей, описаний мучений умирающих, о которых Гомер говорит с суровой и беспощадной прямотой, с почти « протокольной» точностью. Поражает конкретность и лаконизм изображения таких сцен.

Прочее на сайте:

Общая характеристика танцев
На праздниках знатоки народного творчества - сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи, ...

Дизайн в теории
Литература о дизайне не очень велика и предельно разнообразна, поэтому мы имеем возможность представить все основные точки зрения, которые выработались в ней за последние десятилетия. Достаточно часто к этой литературе причисляют статьи и ...

История создания Рязанского театра Драмы
Рязанский государственный областной театр драмы - русский театр, один из старейших в России. Основан при содействии Г.Р.Державина в 1787 под названием «Оперный дом». Впервые упоминается в донесении сенаторов графа А.Воронцова и А.Нарышкин ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru