Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Поздний период творчества Врубеля

Статьи » Врубель » Поздний период творчества Врубеля

Страница 1

Необыкновенна плодовитость Врубеля в эту пору жизни, т.е. с 90-го года, когда он переехал в Москву, и до страшного приступа душевной болезни.

Врубель, изысканно деликатный, с печатью истинной одухотворенности на лице - Врубель в период расцвета был очень далёк от Врубеля последних лет. Он был человеком увлекающимся и в своих увлечениях теряющим меру. Неуравновешенностью художник отличался всегда. Профессор Прахов уже о раннем киевском периоде, то есть когда мастеру было всего тридцать лет, рассказывал, что системы и равновесия в работе у Врубеля и тогда не было. Он то с необычайным напряжением работал, поражая быстротой и неутомимостью, то впадал в прострацию, целыми неделями ничего не делал. В Москве эти черты только усилились. Уже в Киеве он жаловался на головные боли, а позднее, в Москве, периоды депрессии становятся частыми.

Болезнь подползала медленно, и катастрофа 1902 года отнюдь не была неожиданной. Уже летом 1898 года художник начал постоянно жаловаться на головные боли, обычная незлобивость сменяется высокомерием, нетерпеливостью, раздражительностью, часто молчит. Но работа идет энергично. Этот, 1898 год, видимо, и надо считать началом болезни, "неврастеническим" периодом заболевания. В 1902 году преобладает возбужденное состояние. Обычно сдержанный, Врубель начинает говорить без умолку.

В том же году радостное событие его семейной жизни – рождение сына – было омрачено тем, что ребенок родился с "заячьей губой". Это глубоко поражает Врубеля, он начинает испытывать состояние тревоги, которое он выразил в своём шедевре начала 1902 года Портрет сына.

Портрет сына, исключительная вещь в смысле мощи передачи в детском лице какого-то вещего страха и ужаса. Испуганное и скорбное лицо крохотного существа, промелькнувшего метеором в этом мире, полно необычайной выразительности и какой-то недетской мудрости. В его глазах как будто пророчески запечатлена вся трагическая судьба его недолговечности. Из всех портретов художника этот, вероятно, наиболее автопортретен. В недетски осмысленных глазах младенца сквозит скорбь и тревога – те две главные ноты, которые неизменно присутствуют во всех автопортретах художника.

В это же время наступает переход от депрессии к маниакальному возбуждению. Консилиум врачей 25 марта 1902 года потребовал отъезда из Москвы, абсолютного покоя, прекращения работы. Врубеля раздражало, что врачи не понимали его психики – психики художника – и применяли к нему обычную мерку. Однако вскоре маниакальная экзальтация, осложненная бредовыми идеями, достигает такой степени, что художника помещают в психиатрическую лечебницу. Прерываются на полгода свидания даже с самыми близкими людьми: женой и сестрой.

В университетской психиатрической клинике Врубель поступает под наблюдение профессоров В.П. Сербского и Ф.Е. Рыбакова. Летом клиника закрылась, и Врубеля поместили в лечебницу доктора Ф.А. Усольцева. С осени он снова в университетской клинике. Весной 1903 года наступает значительное улучшение. Это первая ремиссия, продолжавшаяся несколько месяцев и прерванная большой психологической травмой: в Киеве, по дороге в имение В.В. Мекк, куда направлялся Врубель с семьей, заболевает его сын и через два дня умирает от менингита. Это очень сильно потрясает художника. Больного отправляют в Ригу и помещают в городскую лечебницу. Наступает депрессивный период, продолжавшийся и в клинике Московского университета, куда больного перевозят осенью. Тем не менее, он начинает работать. Весной 1904 года положение художника осложняется ревматическими болями, которые его изнуряют. К лету 1904 года наступает вторая ремиссия. Врубель покидает клинику. Осенью он чувствует себя настолько окрепшим, что переезжает в Петербург с женой, получившей приглашение в состав Мариинской оперы. В это время Врубель очень много работает. Все значительные произведения 1904 и начала 1905 годов созданы были за зиму. В эти же годы Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов - "Портрет Н.И. Забелы на фоне березок" (1904, ГРМ).

Страницы: 1 2

Прочее на сайте:

Мифология, онтология, история
Лейтмотивом главы “Мифология, онтология, история” является разносторонний анализ мифа как отражения идеальной сущности мира. Элиаде говорит: “Сущность предшествует существованию”, подразумевая, что мифы космогонические или мифы о происхо ...

Экос Западной Сибири
Экос - это экологическая ниша, вмещающая в себя ландшафтные, природные, климатические особенности места обитания этноса, от которых зависит вся жизнь людей: хозяйство, типы построек, одежда, пища, а также социальные и духовные аспекты жиз ...

Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки
Государственные законы повсюду имеют в виду лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, предоставляя внутреннюю, сознанию и совести каждого гражданина. В этих условиях в астральных мифах Причерноморья происходили, с течением времени, изменен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru