Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Феномен антиповедения в культуре Древней Руси

Статьи » Восточное средневековье » Феномен антиповедения в культуре Древней Руси

Юродивый – вид религиозного подвига, отличавшийся от отшельничества, монашества. В Западной Европе их не было, юродивыми становились, а России. Юродивый от слова урод – ущербный в физическом плане человек- убогий. Чем дольше человек от людей, тем он ближе к Богу. Поведение юродивого – безумное, симулируемое. В безумном поведении – источник блаженства. Основной принцип поведения юродивого – наоборот, т.е. разрушается знаковая система наличного бытия. Юродивый нигде н6е служит, закон для него не писан и религия тоже. Он никогда не ходит в церковь и не соблюдает церковный установлений. Не соблюдает этикета, моральных норм. Он ведет себя как непонимающий смысл мира этого, как иное существо. Если юродивый нарушает все время то, что только возможно, он не пользуется дарами общества, он одиночка, это некий первочеловек, он живет как будто еще ничего нет. Он несет в себе образ ребенка. Своим поведением юродивый показывает то, что все созданное человеком не имеет никакого смысла. Он подразумевает иную жизнь, где человеческое не будет иметь значения. Юродивый ничего не проповедует и не говорит каким должен быть мир. Юродивый с одной стороны – одиночка, с другой – его поведение демонстративное, публичное. Юродивых уважали, почитали. Его подвиг в том, что он продолжает жить в мире, который потерял ценность. Юродивый живет на границе того и этого мира. Главная его обязанность – «ругаться миру», т.е. обличать этот мир. Основной способ – провокация. Поведение юродивого должно вызвать в людях низменные чувства. Он показывает, что человек живет в постоянном компромиссе между добром и злом. Юродивый – максималист, он разрывает соглашение с миром. Он обнажает рутинную греховную сторону. Он критик человеческой природы. Пока Христианство было гонимо, христиане не могли вступить в соглашение с миром. В поведении юродивых 2 ветви: киники (греч. циники) пророки, которые гонимы, но их же устами. Когда Христианство рутинизируется, появляется повседневность, юродивый напоминает начало Христианства – у настоящего христианина ничего не может быть общего с этим миром. Юродивые не были гонимы, они были под покровительством народа. Поведение юродивого – буквальное понимание заповедей. Юродивый – человек, но может жить по законам иного мира. Юродивые – первоначально образованные люди. Чувствуется книжная традиция (катофатическая и апофатическая традиция. Котофатическая – Бог все благое в высшей степени. Апофатическая – Бог не благое, а сверхблагое). Юродивое – поведенческая реализация апофатического. Язык юродивого – молчание и косноязычие, разрушаются правила грамматики. Юродивый и икона заполняет пропасть между человеком и Богом. Юродивый – как народный заступник, он обладал правом говорить правду царям. Он выполнял некую роль шута. Царь в каком-то смысле тоже юродивый – его сакральная роль позволяла переступать некоторые человеческие законы. Он одиночка, закон царю не писан. Юродивый реализует прекрасное через безобразное. В 15 веке в церковный раскол: старообрядцы и новообрядцы. Старообрядцы были гонимы, это народный бунт. Юродивые пошли за старообрядцами. Юродивые примкнули к некой организации старообрядства – стираются границы, старообрядцы отрицали новое и юродивое, поэтому юродивое как старообрядчество запрещено.

Прочее на сайте:

Древнегреческий эпос
Первые из дошедших до нас древнегреческих эпических текстов гомеровские «Илиада» и «Одиссея» созданы приблизительно в VII в.до н.э. Очевидно, что уже в те времена они не были единственными, а входили в эпическую традицию древних греков. П ...

Пропилеи и храм Ники Аптерос
Священная дорога, по которой от агоры к храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафиней процессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоск ...

Акрополь в последующие эпохи
В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru