Новое на сайте
Древнегреческая культура

Готическая субкультура

Навигация
- Главная
- Арабо-мусульманская культура
- Архитектура Древнего Египта
- Архитектура Киевской Руси
- Бальные танцы
- Виды современного искусства
- Византийская культура
- Статьи о искусстве
Икона как феномен восточно-христианской культуры
Византийцы, грек подарили миру эстетику, идею чувственных образов, через которые просвечивает идея. Проблема не познать, а явить Бога. Проблема иконы – проблема изображения. Эйкон – образ. Война иконоборцев и иконопочитателей: иконоборцы – 2 заповедь запрещает любые изображения Бога. Иконопочитатели – Бога – святого духа и Бога – отца – нельзя. Но Бог – сын вочеловился, поэтому можно изображать его как любого человека. Иконоборцы – все изображения будут носить субъективный характер, отсюда опасность подмены. Целостность таких изображений нулевая. Нет смысла поклонению образу Бога, который не объективен. Иконопочитатели: «спас нерукотворный» - достоверный портрет, он механический отпечаток, отсюда отсутствие субъективности, интерпретации. Легенда о «спасении» предъявляет иконописцам объективное изображение. Иконы – это копирование, а не интерпретация. Концепция символа иконоборцев: веровать – ощутить Бога в себе. Символ должен стимулировать мысли о Боге. Изображение должно напоминать о Боге. Свет в храме особый – желтый и золотой. Икона учла аргументы и тех и других. Теорию изображений, которые легли в основу иконы, разработал Ареопагит. Символ (соединение) – человек и Бог это 2 части. Икона должна соединить в человеке 2 природы, а человек должен пережить это соединение. Бог – сверхпрекрасен, должно быть контрастное изображение божественного с земным. На иконе должен быть мир обратный нашему. Нет законов перспективы. Прямая перспектива – известна в эллинизме – фрески – линейная перспектива. В ее основе антропоцентрическая перспектива, т.е. изображение так, как я вижу. Бог видит мир во всех возможных ракурсах - отказ от прямой перспективы. Обратная перспектива: сделать все наоборот. Сзади – предметы больше, впереди – меньше – ощущение встречного движения. Точка схода – смотрящий. Мы – объекты разглядывания иконы. Пространство глубины сокращено. При обратной перспективе – изображение по вертикали. Изображение человека – предельно условное, только для того, чтобы узнать. Не лица, а лики – общее состояние. Иконные горки: за спинами персонажей горки, у которых срезаны верхние площадки, это не часть ландшафта, они отсекают пространство от горизонта и создают впечатление скатывания иконы к нам. Золотой желтый – божий свет. Икона – форма умозрения в красках. Архитектура храма по принципу обратной перспективы: купол - как глаз (обратная перспектива зрения т - оптические лучи направлены во вне, а не во внутрь). Внутри купола – наносится изображение Христа. Это зрачок Божьего ока. Находясь в Храме, человек находится внутри тела Бога.
Прочее на сайте:
Возникновение греческой культуры и ее периодизация, культура греческого полиса
Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Афинский реформатор, политик и поэт Солон (ок. 640—560 до н. э.), причисленный к семи греческим мудрецам, полнее многих выразил мировоззрение своих сов ...
Аристотель и начала политической науки
Точной даты и конкретных обстоятельств создания “Политики” и “Афинской политии”, принадлежащих перу исполина античной мысли Аристотеля, мы не знаем и, увы, не узнаем—ignoramus et ignorabimus. С того времени прошло более двух тысяч лет, и ...
Поздняя классика
В 30-е гг. V в. до н. э. Эллада переживала политический кризис (была проиграна война со Спартой, в конце десятилетия погиб Перикл), который отразился в искусстве поздней классики (400—323 гг. до н. э.). В этот период в искусстве проявилис ...