Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Исследование склепового сооружения

Статьи » Археологическое исследование на Татарском городище в 2006 г » Исследование склепового сооружения

Страница 3

В квадрате В-2 в северо-восточном углу погребальной камеры были выявлены фрагменты сероглинянной миски, которую в ходе камеральной обработки удалось практически полностью восстановить. (Нах.70) кв.В-2, нивелировочная отметка -1,36 м (рис.). Внутри миски находились два керамических пряслица (Нах. 104/3-4).

Камни завала были сосредоточены в основном у северной продольной стены в ее центральной части. Здесь на отметке -0,63 м зачищены две крупные каменные плиты со следами обработки теслом, имеющие размеры: 1,15х0,75х0,15м и 1,65х0,7х0,2м. Рядом с ними в квадратах Б-2, Б-3 выявлены плиты немного меньших размеров: 0,8х0,48х0,13м и 0,89х0,6х0,18м, 1,4х0,38х0,17м, 1,3х0,63х0,15м и другие, ряд из которых частично перекрывали более крупные.

Еще один завал из каменных плит был выявлен в юго-восточном углу склепа (квадраты В-2,В-3, нивелировочная отметка -0,68м - -1,05м). Здесь среди камней завала выявлены фрагменты человеческих костей, сильно перемешенные и раздробленные.

В северно-восточной части склепа (квадрат В-1, В-2) завал не прослеживается, здесь выявлены лишь отдельные камни небольших размеров – от 0,25х0,15х0,06м до 0,07х0,05х0,08м. Среди камней отмечены небольшие, фрагменты человеческого костяка (два позвонка, головка берцовой кости, обломок около ребра).

У южной стены склепа, входного проема, соединявшего дромос с погребальной камерой (квадраты Б-3, В-3) на отметках -1,11м - -1,14м было расчищено скопление костей (фрагменты берцовых костей, ребер, отдельные позвонки, фаланги пальцев и др.) и выявлено три человеческих черепа.

Череп №1 располагался на правой височной кости и был ориентирован лицевым отделом на запад нивелировочная отметка -1,11 м. Череп №2 сильно фрагментирован имеет утраты. Располагался на левой височной кости и был ориентирован лицевым отделом на восток. Череп №3 сильно давленный и имеет утраты.

Среди фрагментов человеческих костей, зафиксированных совместно с черепами, был обнаружен фрагмент челюсти мелкого рогатого животного (зуб козы или овцы ?).

В западной части склепа, квадраты А-2,А-3, грунт рыхлый, переотложенный, темного (почти черного цвета). Основная часть плит западной стены склепа не сохранились (возможно, часть из них была перемещена к северной стене). Здесь были выявлены следы перекопа от оснований плит кладки западной стены склепа и мелкие, разрозненные камни, со следами обработки и без них. Размеры их колеблются от 0,27х0,23х0,09м до 0,07х0,08х0,05м.

Основная часть находок погребального инвентаря склепа была сделана в северо-восточном углу погребальной камеры, в квадрате В-2, главным образом на уровне пола склепа или непосредственно под полом (рис. ). Вероятно, этот угол и часть пола склепа у северной стены оказались меньше затронутыми раскопками грабителей (возможно перекрытые завалом камней). Кроме керамического и остеологического материала здесь в квадрате В-2 и Б-2 были выявлены предметы украшения, представленные в основном разнообразными бусами: синяя пастовая подвеска в форме птички - кв. В-2, нивелировочная отметка -1,43 м (Нах. 71 )(рис.), синяя пастовая глазчатая бусина (кв.Б-2, нивелировочная отметка -1,4 м) (Нах.72) (рис.) пастовая синяя бусина, орнаментированная волнистыми желто-белыми полосами (кв.В-2, нивелировочная отметка -1,16 м) (Нах. 73 ) (рис.), железный проволочный браслет в полтора оборота ( кв.В-2, нивелировочная отметка -1,14 м.) (Нах.74), (рис.), каплевидная стеклянная бусина (плохой сохранности) (кв.В-2, нивелировочная отметка - 1,4 м) (Нах.75) (рис.),пастовая глазчатая бусина (кв.Г-3, нивелировочная отметка -1,33 м.,) (Нах. 76) (рис. ), бусина бочонковидной формы с орнаментацией жёлтой полосы (кв.Б-2, нивелировочная отметка -1,39 м) (Нах. 77) (рис.), сломанная халцедоновая бусина (2 фрагмента) (кв.В-2, нивелировочная отметка -1,38 м) (Нах.78) (рис.), пастовая глазчатая бусина (кв.Б-2, нивелировочная отметка -1,41 м.) (Нах. 79) (рис.), квадратная бусина с чёрно-жёлтым орнаментом (кв.В-2, нивелировочная отметка -1,41 м.)(Нах.80) (рис.), сломанная бусина чёрно-жёлтого цвета (2 фрагмента) (кв.Б-2, нивелировочная отметка -1,45 м.,) (Нах.81) (рис.), стеклянная бусина с золотистым отливом (кв.В-2, нивелировочная отметка -1,33 м.) (Нах.82) (рис.), пастовая глазчатая бусина (кв.В-2, нивелировочная отметка -1,31 м) (Нах. 83) (рис.), зелёная пастовая бусина (кв.В-2, нивелировочная отметка -1,25) (Нах. 84) (рис.), одна чёрная пастовая бусина (кв.В-2, нивелировочная отметка -1,43 м.),(Нах.85) (рис.), сильно фрагментированная синяя пастовая глазчатая бусина (Нах. 86) (кв.Г-3, нивелировочная отметка -1,06 м.) (рис. ), синяя стеклянная бусина со следами скола (кв.В-2, нивелировочная отметка -1,23 м.) (Нах.87) (рис.) и бусина зелёного прозрачного стекла (кв.В-2, нивелировочная отметка -1,26 м.) (Нах.88) (рис.) (рядом с бусами в квадрате В-2, на отметке -1,26 м, была обнаружена нижняя челюсть человека), мелкий невыразительный фрагмент бронзы (кв.Б-2, нивелировочная отметка -1,31 м.) (Нах. 89) (рис.), в непосредственной близости от которого располагались мелкие фрагменты костей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

А. Орловский
Кипренский был не одинок. К формам романтического портрета обращался А. Г. Варнек, хотя и редко достигавший непосредственной передачи чувств. Как последовательный романтик выступает А. О. Орловский (1777—1832), проведший молодые годы на с ...

Образование в системе духовного производства
Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо их совершенствованию. Закон РФ "Об образовании" определяет образование как "целенаправленный процесс воспитан ...

Версаль: грандиозный синтез дворца и парка
Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части Версальского ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. Как правило, фасад Версал ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru