Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Структура и конструктивные особенности насыпи кургана №3

Статьи » Археологическое исследование на Татарском городище в 2006 г » Структура и конструктивные особенности насыпи кургана №3

Страница 1

Изучение насыпи кургана №3, ее структуры и конструкции сплошной каменной вымостки ее поверхности значительно было затруднено наличием растительного покрова (деревья, кустарник) и грабительской воронкой с выбросами, изменившими конфигурацию насыпи (рис.). В 2006 г., после получения разрешения, Татарского лесхоза и Госкомприроднадзор по Ставропольскому краю на вырубку деревьев, находившихся в площади раскопа и мешающих исследованиям курганной насыпи и некоторых участков раскопа, были полностью исследованы насыпь кургана №3 и участки раскопа в квадратах Е-1, Е-2, Е-3, Е-4, Е-5, Ж-1, Ж-2, Ж-3, Ж-4, Ж-5, З-1, З-2,З-3,З-4, З-5.

При исследовании курганной насыпи, в целях изучения конструктивных особенностей насыпи кургана №3 и ее каменной обкладки была оставлена бровка, ориентированная по линии север-юг(рис.). Заложение и ориентация бровки проводилась с учетом микрорельефа и конструктивно-морфологических особенностей данного памятника (рис. ). Общая длина бровки по оси север-юг -10,80 м. Ширина бровки составила 1,00 м.

Конструктивные особенности курганной насыпи (рис.). Стратиграфическое исследование курганной насыпи с каменной обкладкой (1-2 слоя небрежной каменной выкладки из рванного камня - ракушечника) позволило проследить конструкцию насыпи. Сверху насыпь кургана была перекрыта гумусным задернованным слоем с растительным покровом включавшим крупные деревья и кустарники, толщина задернованного слоя достигает 0,07-0,13 м. Под гумусным слоем была выявлена каменная выкладка, которая оказалась сплошной каменной обкладкой поверхности земляной насыпи кургана. На ряде участков каменной обкладки отмечены скопления переотложенного темно-серого почти черного рыхлого грунта с включением фрагментов керамики и предметов украшения V-IV вв. до н.э., фрагментов костей человеческих костяков и костного тлена. Аналогичный по структуре и включениям грунт отмечен на внешней и внутренней поверхности воронкообразного углубления в центре кургана (рис.). Характер воронкообразного углубления в центре кургана (на его вершине), его структура, остеологический материал и фрагменты изделий обнаруженных здесь, а так же в выбросах на поверхности каменной обкладки кургана, позволяют предположить, что это следы грабительских выбросов, появившихся в результате разграбления этого курганного захоронения. Аналогичные воронкообразные углубления и грабительские выбросы были зафиксированы и при исследованиях курганов № 1 и № 2 Татарского могильника № 2 (на северо-восточном участке могильника). Конфигурация воронки (не слишком сильно оплывшие края), ее глубина и структура грунта грабительских выбросов позволяют предположить, что курганы были ограблены относительно недавно (скорее всего в первой половине XX века, когда прилегающая территория стала осваиваться под дачную застройку), что, однако не исключает первичного ограбления в более ранний период. Существование грабительской воронки не позволяет достоверно судить о конструктивных особенностях курганной насыпи в районе е вершины, по находки камней внутри воронки и на ее поверхности, позволяют предположить, что как и на всех участках насыпи здесь имелась каменная обкладка. Каменная обкладка земляной насыпи кургана представляет собой небрежно выполненную сплошную выкладку из рванного и частично обработанного камня – ракушечника средних (30-35 х 0,07-0,12 м) и мелких (12-15 х 0,08-0,11 х 0,04-0,08 м) размеров в центральной верхней части кургана и более крупных камней (0,45-1,1 х 0,3-0,5 х 0,1-0,15 м) в нижней части у кромки полы кургана. Выкладка довольно хаотичная, швы между камнями от 0,005 м до 0,05 м.(рис.) Непосредственно под каменной обкладкой насыпи лежал темно-серый, почти черный, довольно рыхлый насыпной слой с включениями органических остатков, отдельных фрагментов человеческих костей и керамики. Отмечено увеличение толщины этого слоя насыпи к центру кургана (-0,49 – 0,77 м) и уменьшение его мощности к полам (-0,14 – -0,28 м). Отдельные фрагменты керамики, и скопления тлена, предметы погребального инвентаря и костей, обнаруженные здесь, располагались в основном в переотложенной верхней части курганной насыпи или на поверхности каменной обкладки насыпи кургана, ближе к его вершине (воронкообразному углублению). В основании этого слоя на отметках -0,68 – -1,14 м зафиксирован уровень древней поверхности представляющий собой почвенное наслоение в виде плотного серого грунта, натечно-надувного характера, не имеющего культурных остатков. Как показали исследования, граница между рыхлым темно-серым слоем курганной насыпи и поверхность плотного серого слоя – является здесь уровнем древней поверхности. Это подтверждают и выявленные на ней вкрапления переотложенного материкового ярко-желтого грунта (суглинка), которые вероятно попали на древнюю поверхность при устройстве погребальной камеры курганного склепа. В основании этого слоя на отметках от -0,96 до -1,43 м по всей площади раскопа отмечен очень плотный ярко-желтый материковый грунт.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее на сайте:

Поздний период творчества Врубеля
Необыкновенна плодовитость Врубеля в эту пору жизни, т.е. с 90-го года, когда он переехал в Москву, и до страшного приступа душевной болезни. Врубель, изысканно деликатный, с печатью истинной одухотворенности на лице - Врубель в период р ...

Модели культуры цивилизаций Древнего Востока
Первая модель культуры цивилизаций складывается в Месопотамии. Культуре Месопотамии предшествуют цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие до н. э.), Точал-Киюка (6-5-е тысячелетия до н. э.). В 5-4-м тысячелетиях до н. э. возникает цивилизаци ...

Мозг мистика
Это была первая работа из серии картин и рисунков, с ними Дали обратился к разрушительному послевоенному миру, на который художник смотрел с беспокойством и который подтолкнул его к мистическому подходу в работе. Это была одна из сторон л ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru