Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

История развития кружевоплетения в Вологодской губернии

Статьи » Вологодское кружево » История развития кружевоплетения в Вологодской губернии

Страница 2

В 1900 году склад был передан в губернское земство, что способствовало лучшей организации его работы. При нем была открыта профессиональная школа кружевниц, что позволило повысить квалификацию кружевниц и существенно улучшить качество выпускаемых изделий. Четко налаженная система организации процесса изготовления кружевных изделий, предъявления более строгих требований к качеству кружева, привели к некоторому снижению численности кружевниц. Так, по данным исследователя этого промысла С.А.Давыдовой в 1910 г. В Вологодской губернии работало 35426 мастеров кружевоплетения. А в 1913 году по сведениям Министерства земледелия число кружевниц вновь возросло и достигло 39000.

В период империалистической войны (1914 г.) кружевной промысел переживает упадок, который продолжается до 1918 года, когда за возрождение и развитие этого промысла взялись такие организации как Северосоюз, создавший отделы кружевниц при кредитных кооперативных товариществах и обществах.

В 1919 году был издан первый декрет Советского правительства о кустарной промышленности. С этим годом связано зарождение кооперации кустарей, в том числе и вологодских кружевниц.

На возрождение и развитие вологодского кружевного промысла большое влияние оказало создание в 1920 году специальной секции кустарно-промышленной кооперации. Эта секция способствовала организации артелей, подготовке кадров, решению организационных вопросов.

В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений. В течение 34-х лет (1930-1964 гг.) директором школы была К.В.Исакова – проводившая практичекую работу по возрождению и развитию вологодского кружева, подготовке квалифицированных мастеров-исполнителей. Вместе с учащимися школы она выезжала в районы области для сбора образцов старинного кружева, привлечения к работе опытных мастеров кружевоплетения.

В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.

В 1936 году при Волкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую вошли опытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортимент кружевных изделий за счет включения в него более крупных штучных изделий, скатертей, накидок, покрывал и др.

С 1938 по 1946 г. Организатором работы лаборатории была А.Г.Петрова, которая создала профессиональный экспериментальный творческий центр развития вологодского кружевоплетения.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Эволюция представлений о культуре
Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от “некультурных ...

Боги Древнего Египта
Амон: покровитель города Фивы, бог воздуха и урожая, творец мира; изображался в виде человека (иногда с головой барана) со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Апис: символ плодородия, бог в образе быка с со ...

Барокко в культуре XVII века
Разница в понимании места, роли и возможностей человека и отличает, прежде всего, искусство XVII столетия от Ренессанса. Это иное отношение к человеку выражено с необыкновенной ясностью и точностью великим французским мыслителем Паскалем: ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru