Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Скульптура XX века советского периода

Статьи » Возникновение музеев. Русский государственный музей » Скульптура XX века советского периода

Страница 1

Государственному Русскому музею принадлежит крупнейшее собрание отечественной пластики ХХ века, насчитывающее более 2400 произведений. В нем представлены практически все значительные имена и характерные явления русской скульптуры советского периода. Такой подход позволил сохранить множество уникальных произведений. Принцип собирания гипсовых оригиналов является особенностью коллекции. Также значительную часть собрания представляет деревянная пластика. Интерес к ней многих поколений художников был обусловлен как общедоступностью дерева, так и самой русской ментальностью, обращением к традициям древнерусской и народной скульптуры. Коллекцию советской скульптуры можно условно разделить на две большие части: ретроспективную и современную.

Произведения выдающихся скульпторов советского периода - С.Коненкова, В. Мухиной, В.Ватагина, С.Эрьзи, С.Лебедевой, В.Исаевой, М.Манизера, показаны в нашей коллекции монографически. В ней имеются как произведения, ставшие классикой советской скульптуры (например, "Булыжник - оружие пролетариата" И.Шадра, "Рабочий и колхозница" В.Мухиной, "Степан Разин с дружиной" С.Коненкова), так и малоизвестные работы, этюды, эскизы, проекты памятников.

Особое место занимают уникальная по своей полноте монографическая коллекция произведений А.Матвеева, мастера, определившего собой целую эпоху в развитии скульптуры, и собрание произведений матвеевской школы, одного из самых плодотворных направлений русской пластики ХХ века. Матвеевская школа - явление более широкое и емкое, чем круг учеников А.Матвеева, выразившее стремление к сохранению традиций классики, к строгой архитектонике, к лаконизму пластического языка, к свежести передачи натуры. Она представлена учениками А.Матвеева 1920-х-1930-х годов - Л.Ивановским, И.Классепом, А.Стрекавиным, Л.Мессом, Б.Каплянским, Т.Кучкиной, Н.Кольцовым, и скульпторами послевоенных лет - Н.Могилевским, А.Малахиным, А.Игнатьевым, Л.Холиной, М.Вайнманом, М.Харламовой, В.Стамовым, М.Аникушиным, В.Рыбалко, чья творческая зрелость пришлась на 1960-е-1970-е годы и определила лицо ленинградской пластической школы.

Музею принадлежит ценное собрание скульптурного авангарда 1920-х годов, прежде всего, кубистические произведения Б.Королева, а также работы П.Бромирского, И.Чайкова, Б.Сандомирской, Н.Нисс-Гольдман, И.Суворова, ученика П.Филонова, В.Издебского. Уникальной является коллекция скульптуры "народов Севера". Под руководством Л.Месса, ученика А.Матвеева, на факультете северных народностей Института восточных языков в 1928-1941гг. была организована экспериментальная художественная мастерская. Скульптура северян продемонстрировала подлинное чувство пластики.

Современная скульптура занимает большую часть собрания. Она представлена произведениями московской и ленинградской (петербургской) школ.

Работы А.Пологовой, Т.Соколовой, Н.Богушевской, А.Красулина, Д.Шаховского, В.Думаняна, Л.Гадаевой, В.Соскиевой, И.Блюмель, Н.Жилинской отразили такие черты московской пластической школы, как активизация художественного языка, театральность, яркая образность, экспрессия.

Современной петербургской пластике также свойственна экспрессивность, с особой силой проявившаяся в работах таких разных скульпторов, как Л.Лазарев, Л.Ланец, О.Годес, Л.Сморгон. Иные интонации - приверженность классическим традициям, особая сдержанность пластических решений - отличает работы В.Стамова, Е.Николаева, Б.Свинина, И.Кочукова, М.Казакова, И.Никоновой. К архаике обращается в своих женских образах М.Ершов, к традициям русской деревянной пластики - Б.Сергеев, К.Суворова. Новаторство, метафоричность художественного языка отличают произведения К.Симуна. Гротесковой выразительностью, неординарным решением пространственно-композиционных задач отмечены работы Д.Каминкера и скульпторов "озерковской" группы: Л.Колибабы, В.Данилова, А.Позина, М.Спивак, Г.Писаревой, О.Ожогина.

Б.Сандомирская. Портрет. 1920-е

Б.Королев. Саломея. 1922 г.

С.Булаковский. Девочка с птицей. 1929

В.Эллонен. Натурщица. 1926

Т.Кучкина. Мужская голова. 1934-1936

А.Матвеев. Автопортрет. 1939-1941

А.Матвеев. Флора. 1923-1925

С.Коненков. Бабушка. 1922

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее на сайте:

Соотношение изобразительных и выразительных начал в танцевальном образе
Отмечая принципиальное различие, существующее между изобразительностью и выразительностью в способе организации и художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо исходить из того, что отмеченные начала в искусстве вс ...

Традиции античной литературы в мировой и европейской литературе
Хронологические рамки античной литературы охватывают период от IX-VIII веков до нашей эры до V века нашей эры. Первые античные произведения (греческие) появились в условиях разложения родового строя и формирования рабовладельческого; посл ...

"Джоконда"
В Милане Леонардо да Винчи начал работу над своей знаменитой картиной "Джоконда (Мона Лиза)". Предыстория "Джоконды" такова. Франческо ди Бартоломео дель Джокондо заказал великому художнику портрет своей третьей жены, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru