Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Искусство периода правления комнинов

Статьи » Византийское искусство » Искусство периода правления комнинов

В XI-XII вв., во время правления династии Комнинов, византийское искусство достигло своего апогея. В обществе, заботящемся лишь о спасении души, пустынник и аскет представляли собой идеальный тип человека, к которому с уважением "прислушивались. С XI в. началось массовое строительство монастырей, которые представляли собой комплекс построек, обнесенных крепостными стенами и башнями только с одним входом.

Наряду с архитектурной системой крестово-купольного храма складывалась и тема его внутреннего оформления, несущего в себе глубокий смысл. Поскольку храмы стали значительно меньше по размеру, изображать Вселенную средствами архитектуры, как в св. Софии Константинопольской, уже не представлялось возможным, поэтому самое пристальное внимание стали уделять созданию системы символов.

Космическая символика предполагала восприятие храма как уменьшенной модели Вселенной, где своды и купола олицетворяли небо, пространство близ пола - землю, алтарь символизировал рай, а западная половина - ад. В соответствии с этим располагались и росписи.

В то время вместо прежних живописных решений преобладают сухие графические изображения, отвлеченные об разы неподвижно стоящих святых. Но эти изображения нередко исполнены изысканности, тщательно, детально отработаны. Не случайно XI век стал веком расцвета искусства миниатюры — небольшой по размерам, но виртуозно тонкой по рисунку. Фигурные изображения украшают тексты и поля рукописей и вместе с текстом составляют красочное и тонкое декоративное целое. Высокого уровня достигает и декоративно-прикладное искусство. Изготовлялись богато орнаментированные художественные ткани, много цветные перегородчатые эмали, изделия из слоновой кости и драгоценных металлов.

В XI-XII вв. константинопольские художники работали не только в Византии, популярность их была настолько велика, что они получали приглашения другие страны. В это время были созданы всемирно известные живописные ансамбли и росписи Софии Киевской, собора св. Марка в Венеции, Палатинсксой капеллы в Палермо.

В XII в. были созданы и неповторимые шедевры византийской иконописи. Представление о ее высоком уровне дает знаменитая икона Владимирской богоматери, уже в XIIв. попавшая на Русь и ныне хранящаяся в Третьяковской галерее в Москве. Живописец создал необычайно человечный образ матери, предчувствующей будущую трагическую судьбу своего сына, что достигается скупыми и чрезвычайно точно найденными художественными средствами, среди которых главную роль играют тонкая одухотворенная линия и мягкий приглушенный колорит. Владимирская богоматерь — один из шедевров мировой живописи.

В период правления Комнинов значительное место в убранстве храма играли иконы, местом сосредоточения которых стала алтарная преграда – иконостас. Иконостас отделял «корабль спасения», место нахождения верующих, от алтарь Он представлял собой мраморную или деревянную преграду, состоявшую из колонок, на которых лежал горизонтальный брус - архитрав. Вверху, по центру помещался крест, древний знак Христа, распятого на нем во имя людей. Ниже, в самой плоскости архитрава, помещали либо одну большую икону, либо ряд икон.

Прочее на сайте:

Итоги жизни
Грабарь вел огромную административную работу: был директором Московского художественного института им. В. И. Сурикова, 1937-43, Академии художеств, 1943-46, а также созданного в 1944 по его инициативе Института истории искусств АН СССР, д ...

Мировоззрение людей древнегреческой цивилизации
В отличие от других древних культур, в Древней Греции эстетическая и художественная культура оказалась столь развитой (во всяком случае в классический период), что, во-первых, вся жизнь древнегреческих полисов была, так или иначе, прониза ...

Основные тенденции в определении ценности музейных объектов в России
Обращение к русской музейной практике позволяет понять, как складывалось отношение к особо ценным объектам культурного наследия, так как история музейного дела - это история осознания факта принадлежности культурного наследия данному обще ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru