Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Общие сведения о Византийской культуре

Статьи » Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси » Общие сведения о Византийской культуре

Основу византийской культуры составляет ограниченное соединение римской императорской идеи, православной веры и греко-римского культурного наследия. В Византии не было столь глубокого разрыва между античностью и средневековьем, который был характерен для Запада. Византия вобрала в себя все знания, добытые в Древнем мире, явившись хранительницей античного наследия, творчески преобразовав его христианским духом.

Двуединство Римской империи и Православной Церкви – само себе мир. Римская империя, объединявшая все земли Средиземноморья, и впрямь была в некотором смысле миром.

Вселенская Римская империя (Византия) – земная, государственная рамка для священной истории. Для христианского сознания Византия – тот мир, который стоит под владычеством «князя мира сего», но который должен быть спасен и освящен.

Термин «Византия» возник уже после падения Римской империи примерно в 16 в., в среде итальянских гуманистов, предложивших деление истории на «древнюю», «среднюю» и «новую» и давших средневековью уничижительное в их глазах название – Византия (хотя Византий не средневековый, а античный город, переставший носить античное имя в год основания Константинополя – 324-й). Византийцы в своем самосознании были римляне – ромеи в византийском выговоре.

Во внутренней политической жизни Византии элемент дестабилизации пронизывает всю ее историю. Так, в период с 395 по 1453 гг. из 107 государей только 34 умерли своей смертью, пали на войне или стали жертвами случая, остальные погибли в результате дворцовых интриг и переворотов (Ш. Диль).

Вместе с тем история державы ромеев поражает своей законченной цельностью и внутренней ограниченностью, в основе которой верность византийцев высшему духовному православному идеалу.

Важнейший признак византизма состоит в церковно-религиозном характере византийского просвещения, науки, искусства. Богословие было центральным предметом литературной деятельности. Богословские споры сотрясали империю, ибо это были споры об основаниях культуры и отражали потребность греческого мышления выразить христианскую истину языком философии. Центральный момент в развитии богословия 4 – 7 вв. – утверждение учения о троице и богочеловечности Христа (то и другое отсутствовало в Библии и было освящено церковью после упорной борьбы с арианством, монофизитством , несторианством и монофелитством. Признавая сущностное различие между «земным» и «небесным», христианство допускало возможность сверхъестественного (благодаря помощи богочеловека) преодоления этого раскола. В сфере космологии постепенно утверждалось библейское представление о творении. Антропология исходила из представления о человеке как центре мироздания и трактовала его как микрокосм, как миниатюрное отражение Вселенной. В этике центральное место занимала проблема спасения. Расходясь с западным богословием, византийская философия, особенно мистика, испытавшая сильное влияние неоплатонизма, исходила из возможности не столько корпоративного, сколько индивидуального спасения. В отличие от западных богословов, византийские философы, продолжая традиции александрийской школы, признавали важность античного культурного наследия.

Завершение становления византийского богословия совпадает с упадком городов в 7 в. Перед византийской философской мыслью встает задача не творческого развития христианского учения, а сохранение культурных ценностей в условиях напряженной политической и экономической ситуации.

Михаил Пселл положил начало новому отношению к античному наследию как к целостному явлению, а не как к сумме сведений. Его последователи (Иоанн Итал, Сотирих), опираясь на формальную логику, поставили под сомнение ряд богословских доктрин. Возрастает интерес к прикладным знаниям, особенно медицинским.

Противостояние эллинской философии и церковного опыта обратилось в плодотворный синтез, творцами которого стали греческие отцы церкви со 2 по 15 вв.: Игнатий Антиохийский, Ириней Лионский, Афанасий Александрийский, великие капподокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Фотий Великий). Вершина в развитии греческого богословия приходится на 14 в. и связана с именем Григория Паламы, Нила Константинопольского, Николая Кавасилы. В Восточном Предании богословие и мистика отнюдь не противопоставляются, а поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй. «Мистический опыт есть личностное проявление общей веры. Богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым».

Византийская философия оказала большое влияние на средневековую схоластику, итальянское Возрождение и на философскую мысль в славянских странах Грузии, Армении.

Прочее на сайте:

Республиканский период
Начало древнеримской архитектуры относится к периоду республики (конец VI – середина I в. до н.э.). Оно достигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы, разнородной по этническому и социальному составу, сложной по ...

Постановка головы
Что касается положения головы, то и на этот счет имеются различные точки зрения. Наиболее часто встречается прямое ее положение, связанное с тем, что скрипка закрепляется сверху подбородком. Но нередко можно наблюдать скрипачей, наклоняющ ...

Проблема модернизации стран Востока
Модернизация – процесс движения доиндустриальных обществ, основанных на традиционных (коммунитарных) типах социальности, к тем экономическим и политическим системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран капитал ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru