Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Взаимосвязь императорской власти и православной веры

Статьи » Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси » Взаимосвязь императорской власти и православной веры

На переходе от античности к средневековью происходит разделение единой Римской империи на две неравные части. Первоначально империя, оставаясь единой, была разделена (395 г.) на две административные области, в соответствии с завещанием императора Феодосия Великого, между его сыновьями – Гонорием и Аркадием. В 410 г. Рим был взят готами, возглавляемыми Аларихом, в 451 г. подвергся осаде гуннов, которых привел «бич Божий» Аттила, в 455 г. Рим в течение двух недель был отдан на разграбление вандалам, возглавляемым королем Гейзерихом, а в 476 г. военачальник Одоакр, подняв мятеж, низложил последнего римского императора Ромула Августула. Византия жила после этого еще тысячу лет.

Крещение Византия в Константинополь ознаменовало поворот в религиозной политике, состоявший во впервые заключенном союзе между императорской властью и христианской верой. Первый и важнейший шаг к этому был сделан 1 сентября 313 г., когда соправители Константин и Лициний Августы провозгласили Миланский эдикт, даровавший христианам свободу исповедания веры. В память об этом событии отцы первого вселенского собора постановили начинать церковный год с 1 сентября. Две силы в своем единстве составляют формообразующий принцип византийской культуры – императорская власть и православная вера. Их взаимоотношения строятся на основе принципа «симфонии»: разделенного единства священства и царства, духовной и светской властей при превосходстве церковного канона над гражданским законом. Любовь византийцев к пышной церемониальности проявилась в наименованиях императора и внешних формах осуществления выражения почтения к его сану. Следует отметить, что византиец верен не личности, не особе государя, а его Божественному сану. Вследствие этого в Византии не могла возникнуть, не существовало феномена самозванца, ибо на престоле всегда тот, кто угоден Богу. Император назывался святым, сыном Божиим, владыкою всех христиан; его почитание выражалось в поклонении (наклонению головы до самой земли), в целовании руки, в славословии (многолетиях и хвалебных эпитетах). Вступление на престол сопровождалось церковным обрядом коронования. Чин коронования слагался постепенно. Первый раз церковный обряд коронования был совершен в 5 в., в 14 в. коронационный чин достиг высшей степени развития, церковная сторона приобрела в нем преимущественное значение.

Хотя в титул византийского императора входило наименование «святой», ибо само пребывание на престоле уже есть свидетельство богоизбранничества, почитание императоров как святых в Византии было связано и с их личной праведностью, определялось требованиями библейской традиции, прежде всего чудотворением. Из 116 византийских императоров как святые были прославлены только 14 (среди них Константин Великий, Юстиниан Великий, Феодора, Ирина и др.).

После того как император Константин Великий принял христианскую веру под свое покровительство, был пережит опыт, никогда не повторявшийся впоследствии и властно определивший средневековое сознание вообще и навсегда сформировавший византийское сознание. История признала Константина Великим, а Церковь – Святым и Равноапостольным. Современные историки сравнивают его с Петром Великим и Наполеоном.

Прочее на сайте:

Документальная драматургия
Драматургия (греч. Dramaturgia). 1.) Совокупность драматических произведений какого-либо писателя, народа, эпохи. 2.) Сюжетно-образная основа спектакля. 3.) Для киноискусства характерна драматургия в форме сценария. Раскрытие специфик ...

Парфенон
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном (храм Афины-Девы; 69,5 м в длину и 30,9 ...

Библиотечно-библиографическая классификация: современное состояние и перспективы
Одним из непременных условий точности выбора индекса по таблицам ББК является, как правило, определение основного содержания книги в обход вторичных его признаков, формы произведения или читательского назначения. ü Метод повторного ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru