Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв

Статьи » Византийская культура и ее особенности » Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв

Страница 2

Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства

известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не

естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так

называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко

использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь

и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов.

Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или

сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск

неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее

пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей.

Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от

нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и

красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах

главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,

земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.

Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6

в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики

с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами.

Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене

исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под

фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости

византийского императора.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим

идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и

переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода

пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно

сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками

золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады,

великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу

церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной

трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и

даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре

и живописи, определилась ведущая линия развития византийского

искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания.

Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в

формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали

постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в

меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие

варварского мира.

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации.

Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не

сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла

сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв.

происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры

вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус,

включается в систему репрезентации государственной власти. Особый

колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых

представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-

музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Джио Понти
Индивидуализация концепций дизайна с течением времени углубляется. В отдельных случаях эта последовательная индивидуализация принимает столь резкий характер, что нам уже чрезвычайно трудно, почти невозможно сопоставить "дизайн", ...

Творческая атмосфера
Работая методом действенного анализа, особенно важно, чтобы учащиеся поняли плодотворность этого метода и создали необходимую творческую атмосферу репетиций. Этюдные репетиции могут вначале вызвать у некоторых товарищей либо смущение, либ ...

Искусство эпохи эллинизма
К концу IV в. до н. э. классический греческий мир, раздираемый внутренними противоречиями, практически изжил себя. Наступила новая эпоха: стирались границы, объединялись народы и культуры всей ойкумены (известного обитаемого мира). Этому ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru