Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Из истории византийской иконы

Статьи » Византийская икона. Храмовая архитектура древнего Новгорода » Из истории византийской иконы

Страница 2

Решения 7-го Вселенского собора были приняты всеми поместными церквами, но побежденное догматически иконоборчество возродилось с новой силой после смерти Ирины. В 815 году император Лев V начинает новые гонения против почитания икон. Первым пострадал патриарх Никифор, призвавший Церковь к сопротивлению, низложенный и сосланный. На Вербное воскресенье 815 года тысяча монахов Студийского монастыря прошла крестным ходом по Константинополю, неся иконы. В ответ на это последовали императорские репрессии, по количеству жертв, превышавшие гонение Копронима: десятки сосланных епископов, множество монахов, утопленных в зашитых мешках и замученных в застенках.

Волнения продолжались и при преемниках Льва V. Только в марте 843 года при императрице Феодоре почитание икон было восстановлено в полной мере. С тех пор ежегодно в первое воскресенье Великого поста православная Церковь празднует «Торжество Православия», в память торжественного восстановления иконопочитания. Даже светские историки признают, что культура Византии времен иконоборчества отмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему, продолжавшемуся несколько веков. Но в результате 4-го крестового похода западные крестоносцы разграбили Византию и в 1204 году захватили Константинополь. «Золотой век» византийской иконы завершился. Позднее православная Византия вновь обрела независимость и добилась новых культурных достижений, но иконописные шедевры последующего времени были созданы за пределами Византии. В 1453 году Византийская империя погибла от турецкого нашествия. Родом из Византии был великий русский иконописец Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405). Византийскими канонами руководствовались в своем творчестве Андрей Рублев (1360/70 – ок. 1430) и другие древнерусские мастера.

В современном мире самыми известными и почитаемыми византийскими иконами являются Владимирская и Ченстоховская иконы Божией Матери.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы, ставшая высокочтимой национальной святыней, была прислана на Русь в XII веке из Византии и помещена в женском монастыре под Киевом. Князь Андрей Боголюбский в 1155 году перенес икону во Владимир, а в 1158 году заложил для нее величественный Успенский собор, ставший главным храмом Северо-восточной Руси. В XIV веке Владимирская икона перенесена в Москву, в Успенский собор. В настоящее время «Богоматерь Владимирская» хранится в Храме-музее при Третьяковской галерее. Согласно летописям по молитвам перед Владимирской иконой русские земли были три раза спасены от нашествия захватчиков: в 1395 году от войск Тимура, в 1480 году от набега Большой орды хана Ахмата и в 1521 году от нападения крымских татар.

Ченстоховская икона Божией Матери написана в VII или VIII веке, а позднее попала на Русь. Во второй половине XIV века польский князь Владислав подарил икону монастырю паулинов на Ясной Гуре в польском городе Ченстохова. Ченстоховский образ Божией Матери почитается в Польше, как величайшая христианская святыня страны, а Ясногурский монастырь является местом паломничества. Списки иконы имеются во всех католических храмах Польши. Православными христианами икона также почитается. Икону часто называют «Черной Мадонной» из-за темного цвета ее лика. Однако исследования показали, что потемнение лика произошло вследствие воздействия покрывающего его лака, а первоначально лик был светлым. Римский папа Иоанн Павел II содействует распространению культа «Черной Мадонны» во всем мире.

Страницы: 1 2 

Прочее на сайте:

Массовая и элитарная культура в США: проблема соотношения
В отношении культуры США, как и культуры практически любого другого государства, уместно разделять понятие культуры на составляющие, а именно на так называемую элитарную и массовую культуру. Что касается элитарнойкультуры, то она, как и в ...

Актуальность создания музея Хлебниковых
Создание в Астрахани музея Хлебниковых – это возвращение городу того, что принадлежит ему по праву, это увековечение памяти ученого и художницы, оставивших значительный след в научной и культурной жизни родного города и края, это дань пам ...

Архитектурный рисунок
При взгляде на здания у меня возникает непонятный трепет и волнение, дома "оживают" и в воображении представляется, как он возникал в фантазии архитектора, потом создавался сначала на бумаге, а потом рос от основания до верхушки ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru