Новое на сайте

Древнегреческая культура

Изучение культурной жизни различных народов и стран издавна было делом, привлекавшим внимание философов...

Готическая субкультура

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно...

Навигация

Триумф строгости: сад "по-французски". Планировка и художественное убранство Версальского парка

Статьи » Версаль - образец классицизма эпохи Людовика XIV » Триумф строгости: сад "по-французски". Планировка и художественное убранство Версальского парка

Страница 2

Но главный композиционный эффект, поражающий каждого внимательного и неторопливого зрителя, - так называемая "Светящаяся ось" - канал, направленный на северо-запад и освещаемый по вечерам заходящим солнцем. Благодаря большой протяженности канала, воздушной и линейной перспективам и особому способу посадки деревьев полоска воды как бы уходит в бесконечность, сливается с горизонтом. Нет сомнений, что Ленотру удалось здесь полностью выполнить "социальный заказ" абсолютного монарха. Причем существует мнение, что солнце опускается в воды канала с наибольшей точностью именно в день рождения короля".

Искусство Версаля имеет зрелищный характер. Оно раскрывает свое истинное призвание именно во время больших торжеств, когда королевское великолепие проявляется во всей своей гармонии. Тогда предмет уступает место ансамблю, а красота формы - совершенству мгновения. Интересно, что в начале, как и в Во-ле-Виконт, в Версале центральную часть дворца предполагалось увенчать куполом, но от этой идеи отказался уже Лево. Горизонталь позволила подчинить дворец линиям парка, включить его в композицию парковой планировки. Горизонталь доминирует в членениях фасадов, в которых ни центральная часть, ни вход почти не выделяются из плоскости стен. Горизонталь является основной темой архитектуры и парка, и дворца.

Внизу за водным партером можно остановиться и полюбоваться бассейном "Вакх" (см. приложение №2), бассейном Латоны, ящерицами, балюстрадами и пр. Черпая вдохновение в "Метаморфозах" Овидия, братья Марси, авторы скульптур, украшающих этот фонтан, иллюстрировали античный миф о матери Аполлона и Дианы: соблазненная Юпитером Латона родила двух близнецов Аполлона и Диану. Однако ей пришлось испытать на себе проклятие Юноны, супруги Юпитера. По первоначальному замыслу братьев Марси законченная в 1670 году скульптурная группа Латоны с детьми была установлена на небольшой скале лицом к замку, т.е. лицом к королю. В период с 1687 по 1689 годы Ж. Ардуэн-Мансар изменил расположение фонтана и придал ему современный вид.

За партером Латоны на 335 м в длину и 64 м в ширину раскинулся Зеленый газон (иначе называемый Королевской аллеей или Зеленым ковром). С него взору открывается вся перспектива Большого канала. С двух сторон эту длинную аллею обрамляют двенадцать статуй и столько же ваз. Большинство из них выполнены в XVII веке в Риме учениками Французской Академии Художеств.

Зеленый газон плавно спускается к вырытому в 1636 году бассейну, который был перестроен в эпоху Людовика XIV. В 1671 году здесь установили замечательный скульптурный ансамбль из свинца работы Тюби, представляющий Аполлона в колеснице, запряженной четверкой лошадей, и в окружении тритонов и других морских чудовищ (Бассейн Аполлона).

За ним простирается Большой канал, который строился почти тринадцать лет. Длина канала - 1650 м, ширина - 62 м, длина поперечного канала составляет 1013 м. Король с придворными часто катался здесь на лодках и на кораблях, которые были подарены Венецианской республикой французскому монарху в 1674 году. Венецианские гондольеры жили рядом с Большим каналом в местечке, названном впоследствии малой Венецией.

С центральной террасы и Водного партера спустимся на несколько ступеней к Северному партеру, обустроенному в 1664 году. Декоративное убранство как дворцовых фасадов, таки фонтанов всецело посвящено водным божествам. Партеры украшены бассейнами Короны, в которых "плавают" свинцовые тритоны и сирены, когда-то блиставшие позолотой, - это произведения Тюби и Ле Онгра. В конце центральной аллеи находится фонтан "Пирамида" работы Жирардона, состоящий из четырех мраморных чаш, поставленных одна на другую, чаши поддерживают свинцовые тритоны, дельфины и раки. Вниз от "Пирамиды" в направлении к бассейну Нептуна плавно спускается Водная аллея, иначе называемая аллеей Смешных мальчуганов. В самом начале этой аллеи находится "Купальня нимф", шедевр Жирардона. Фонтан прямоугольной формы, в который каскадом стекает вода, украшен барельефами из свинца, на которых изображены купающиеся Нимфы.

Водная аллея упирается своим полукруглым краем в бассейн Дракона, символизирующий миф о схватке Аполлона со змеем Питоном, в которой Аполлон побеждает Питона; змей окружен дельфинами, вооруженными луком и стрелами амурами, храбро восседающими на спинах лебедей. Главная струя этого фонтана поднимается на высоту 27 метров. Скульптуры, которые можно видеть сегодня, являются копиями основательно пострадавших от времени и непогод оригинальных композиций братьев Марси.

Страницы: 1 2 3

Прочее на сайте:

Все дети как дети, а старший
В семье лютеранского пастора Ван-Гога растут шестеро детей. Все они не отличаются особой жизнерадостностью и общительным характером, но самый из них замкнутый и непредсказуемый, несомненно, старший сын Винсент. Исходный характер его необы ...

Выдающиеся деятели XIX века о детском чтении
Детское чтение в России было предметом внимания многих деятелей науки и культуры XVIII – XIX веков. Среди них М.В. Ломоносов, Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толсто ...

Библейские представления о культуре и человеке
Человека всегда волновали два круга вопросов: о мире – его происхождении, сущности и закономерностях и о себе – природе человека, смысле его существования. Ответы на второй круг вопросов должны были дать человеку понимание того, как надо ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.cultworld.ru